Модель мотивации персонала в системе менеджмента качества

MODEL OF PERSONNEL MOTIVATION IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEM



Т.И. Леонова
М.В. Селиванова
T.I. Leonova
M.V. Selivanova
leonova5858@mail.ru
selivanova_m@bk.ru
профессор кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
professor, the Department of Economics and Quality Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
candidate for PhD, the Department of Economics and Quality Management, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • мотивация персонала
  • системы менеджмента качества
  • Премия по качеству
  • всеобщий менеджмент качества
  • Keywords:

  • personnel motivation
  • quality management systems
  • Quality prize
  • quality management
  • Рассматриваются теоретические вопросы формирования модели мотивации персонала в системе менеджмента качества на принципах всеобщего менеджмента качества, положениях самооценки организации на соответствие критериям Премии по качеству. Представлена расширенная модель, включающая взаимоотношения организации и личности работника, на основе которой построен практический алгоритм развития мотивации по повышению результативности и эффективности систем менеджмента качества.

    We consider theoretical issues of forming a model of personnel motivation in the quality management system according to the principles of total quality management, provisions of organization’s self-assessment to check the conformity with the criteria of Quality prize. We introduce an extended model including the relations between an organization and employee that serves as the basis for developing a practical algorithm of motivation development to increase performance and effectiveness of quality management systems.

    Обзор статьи

    Происходящие изменения в экономике страны вызывают необходимость разработки и внедрения систем мотивации трудовой деятельности, которые бы отвечали современным условиям ограниченности ресурсов, международным стандартам в области качества и требованиям окружающей среды.
    Как известно, мотивацию можно рассматривать как непрерывный процесс воздействия на индивидуум или коллектив людей, направленный на достижение целей организации. Фундаментальной основой для формирования модели мотивации в системе менеджмента качества (СМК) выступает теория мотивации, включающая множество направлений, в целом изучающая факторы влияния на мотивацию личности. Так, общепризнанными являются: модель мотивации через потребности (Маслоу, Мак-Клелланд), теория Герцберга, модель Портера–Лоулера, теория ожидания, теория справедливости и др.
    Вместе с тем специфика модели мотивации в СМК определяется принципами всеобщего менеджмента качества (TQM) и требованиями, изложенными в международных стандартах ИСО серии 9000, в частности, в ГОСТ Р ИСО 9004:2009 [1], в котором определены основные положения, связанные с управлением персоналом и его составной частью – вовлеченностью и мотивацией персонала. В документе указано, что работники организации являются самым важным ее ресурсом, и полная вовлеченность повышает их способность создавать качественные продукты и услуги для потребителей и других заинтересованных сторон.
    Основными тенденциями и категориями мотивации персонала в СМК являются:
    - расширение полномочий работников, включающее установление индивидуальных целей работников в соответствии со стратегией, расширение ответственности для решения проблем, увеличение возможности для роста компетентности и опыта, развитие командной работы и совместной деятельности, обмен информацией, знаниями и опытом внутри организации;
    - рост компетентности работников, включающий установление профессиональных и личностных компетенций персонала в соответствии с миссией, стратегией, политикой и целями организации в области качества, определение существующих компетенций в организации, а также разрыва между тем, что имеется, и тем, что необходимо установить; осуществление действий по улучшению и приобретению знаний;
    - увеличение вовлеченности персонала организации, включающее разработку процессов обмена знаниями, сбора идей по улучшению; введение системы поощрения, признания и наград; внедрение системы квалификации по мастерству и развитию карьеры, индивидуальное совершенствование; формирование удовлетворенности на основе потребностей и ожиданий персонала, а также развитие наставничества и передачи опыта.

    Список использованной литературы

    1. ГОСТ Р ИСО 9004:2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». М.: Стандартинформ, 2010. 92 с.
    2. Горбашко Е.А. Управление качеством. М.: Юрайт, 2012.
    3. Горбунов А.С., Леонова Т.И. Взаимосвязь корпоративной культуры и менеджмента качества в организации // Современная экономика: проблемы и решения. 2012. № 6(30). С. 115–118.
    4. Окрепилов В.В. Экономика качества. СПб.: Наука, 2011.
    5. Окрепилов В.В. Многоуровневая система управления качеством как инструмент модернизации экономики России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургско-го государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 1(187). С. 9–19.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2