Молодежь в сфере межличностных отношений: опыт регионального исследования

YOUTH IN SPHERE OF INTERPERSONAL RELATIONS: EXPERIENCE OF REGIONAL RESEARCH



М.А. Головчин
M.A. Golovchin
mag82@mail.ru
научный сотрудник ФГБУН Институт социально-экономического развития территорий РАН, кандидат экономических наук
research worker, Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences, PhD in Economics
г. Вологда
Vologda

Ключевые слова:

  • молодежь
  • межличностные отношения
  • общение
  • семья
  • ответственность
  • внутренняя мотивация
  • социальное взаимодействие
  • социализация личности
  • Keywords:

  • youth
  • interpersonal relations
  • communication
  • family
  • responsibility
  • internal motivation
  • social interaction
  • socialization of individual
  • В статье представлены некоторые результаты социологического исследования социокультурных детерминант молодого населения Вологодской области, касающиеся специфики построения межличностных связей между молодым поколением и его социальным окружением. Проведен анализ отношения молодых вологжан к себе как субъектам социального взаимодействия и к окружающим их людям как объектам этого процесса. В выводах определено, считает ли важным коммуникацию с другими людьми молодежь, чем она руководствуется в сфере межличностных отношений, какие черты и проблемные аспекты характеризуют межличностные отношения молодых.

    We present certain results of social study of socio-cultural determinants of young population of Vologda region concerning specific characteristics of building interpersonal relations between the young generation and its social environment. We analyze how young residents of Vologda see themselves as subjects of social interaction and other people as objects of the process in question. We make certain conclusions about the importance of communication with other people for the young, the guidelines they follow in the sphere of interpersonal relations as well as features and problems of interpersonal relations of young people.

    Обзор статьи

    Существование человека (и в особенности, молодого человека) в социуме определяется «многомерной сетью межличностных отношений» [1. С. 326]. В то же время в сознании современной молодежи представлены далеко не единообразные, а противоположные ценности и установки на взаимодействие со своим окружением. Это, в свою очередь, оказывает далеко не положительное влияние на способ организации социальных связей, углубляя спонтанный характер их построения [5. С. 81–84].
    В широком понимании система межличностных отношений – это, во-первых, центральное звено психического и социального развития, а во-вторых, базовая характеристика взаимодействия человека с другими членами общества. В самом общем смысле такие отношения предполагают две стратегии поведения – сотрудничество и конкуренция [3].
    Эффективные межличностные отношения представляют собой одно из явлений так называемого «социального интеллекта» – заложенной в человеке потенциальной возможности понимать и предсказывать эмоции и поведение других людей [8. С. 146–151].
    По мнению Д.Н. Долганова, межличностные отношения описываются через следующие параметры: 1) пространство (социальное пространство, которое проявляется в общении, взаимодействии между субъектами или социальными группами); 2) познание (информационная основа межличностных отношений); 3) психологическое время (процесс осмысления и синхронизации субъективного опыта отношений, накопленного в различные периоды жизни человека); 4) энергия (эмоциональные состояния, которые являются движущей силой формирования межличностных отношений) [3].
    В системе межличностных отношениях выделяются две обособленные структуры:
    - субъект – человек как носитель уникального характера, психических черт, ценностей;
    - объект – другая личность, с которой субъект пересекается в ходе личного общения, деловых контактов. Данный объект воспринимается и оценивается человеком в рамках собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций [10. С. 102].
    Семья как первичный институт социализации находится в центре системы межличностных отношений. Ее положение как базового объекта коммуникации особенно ярко проявляется в детстве. Семейные отношения обладают рядом особенностей. Общение в семье является генетически первичным, поэтому имеет ярко выраженный личностный характер, основанный на понимании друг друга «с полуслова». В семейном общении заложен особый компенсаторный механизм «коллективного копинга», означающий способность безболезненно преодолевать личностные и возрастные кризисы и стрессовые ситуации за счет поддержки со стороны близких, приложения совместных усилий [6].
    По мере взросления круг общения расширяется и объектами межличностных отношений становятся друзья, одноклассники, сокурсники, коллеги по работе и т.д. Расширение круга знакомых требует от человека иных исходных предпосылок коммуникации, чем в случае семейного общения, которое становится фундаментом для построения новой системы межличностных отношений. Таким образом, семья берет на себя функции своеобразного посредника между молодым человеком и его социальным окружением в процессе его адаптации к общественным реалиям.
    В то же время семья как социальная ячейка в настоящее время переживает сильнейший кризис. Рушится единство семьи, деформируется сфера супружеских и детско-родительских отношений, растет количество неполных семей, снижается авторитет старших родственников как примера для подражания [5. С. 81–84]. В связи с этим все чаще в молодежной среде проявляются аномалии межличностных отношений – эскапизм, «уход» в себя или виртуальную реальность, социофобии.
    В этих условиях межличностные отношения начинают терять свое значение как среды, которая формирует образ жизни молодежи, в рамках которой происходит социализация юного поколения. Важно понять, какое место межличностному общению уделяет молодежь в своей системе ценностей, кто для нее является желаемыми объектами общения, какое видение межличностных отношений для молодых людей более приемлемо.
    Информационной базой нашего исследования явились данные репрезентативного опроса молодежи Вологодской области в возрасте от 16 до 29 лет включительно. Опрос проводился в форме поквартирного анкетирования. Общая выборка – 1000 человек.
    Поскольку межличностные отношения основываются на взаимосвязи двух составляющих – самооценки себя как личности и оценки личностных характеристик людей, входящих в круг внешнего окружения, рассмотрим отношение молодежи к этим двум аспектам и постараемся выделить взаимосвязь между ними.
    Отношение к себе (видение собственного «Я»). При классификации результатов самооценки личностных качеств молодежи мы воспользовались типологией черт характера, предложенной В.И. Чупровым, Ю.А. Зубок и Н.А. Романович [9. С. 70].
    Согласно данным опроса, практически каждый второй (42%) молодой вологжанин выделяет в себе нравственные качества (совестливость, искренность) (табл. 1). Остальные делают акцент на развитых коммуникативных и эмоционально-чувственных характеристиках (28 и 9% соответственно).
    Необходимо обратить внимание, что подобная иерархия в целом характерна и для всего молодого населения России в целом. Правда, некоторые качества эмоциональной сферы у вологжан выражены менее явно, чем у их ровесников из других регионов (это касается чувственности, душевности, страстности, агрессивности).
    В целом преобладание у молодежи альтруистических, конструктивных черт характера находится в прямой зависимости от нацеленности на создание блага для родных, близких, широких слоев населения. Половина (50%) тех, кто отмечает в своем характере такие черты, как щедрость и гостеприимство, чувственность, душевность, умение дорожить мнением окружающих, видят в себе членов общества, желающих приносить пользу не только себе, но и окружающим. Треть (32%) опрошенных, руководствующихся в жизни «надеждой на русский авось» и склонных к лени, уверены, что для молодого поколения характерен эгоизм, «стремление избегать всяких забот».

    Список использованной литературы

    1. Бовина М.В. Развитие культуры межличностных отношений студентов в контексте их взаимодействия в академической группе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 44. С. 326–330.
    2. Гулин К.А. К вопросу о социально-экономической модернизации российских регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 4 (22). С. 42–58.
    3. Долганов Д.Н. Классификация межличностных отношений // Вестник экспериментального образования. 2015. № 2. URL: http://www.ppacademy.ru/wp-content/uploads/2015/10/012.pdf (дата обращения: 05.07.2016).
    4. Ильин В.А., Гулин К.А., Ускова Т.В. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. № 3 (11). С. 14–25.
    5. Кондратьева У.Г. Социальная желательность и стиль межличностных отношений в семье // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. № 64. С. 81–84.
    6. Корсакова И.Л. Копинг-поведение и защитные механизмы системы адаптации личности. URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/08_2010/11.pdf (дата обращения: 5.07.2016).
    7. Леонидова Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: формы и методы осуществления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1 (13). С. 90–100.
    8. Лунева О.В. Социальный интеллект как категория социальной психологии // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 146–151.
    9. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Романович Н.А. Отношение к социальной реальности: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М.: Норма, 2014. 352 с.
    10. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи. М.: Норма, 2014. 336 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2