Конкурсное движение как один из факторов внедрения инклюзивного образования

CONTEST MOVEMENT AS ONE OF FACTORS OF INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION



mmt16@mail.ru
преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ЛО «Мичуринский многопрофильный техникум»
teacher of special subjects, Michurinsk Multidisciplinary Technical School
п. Мичуринское Приозерского района Ленинградской области
Michurinskoye, Leningrad region

Ключевые слова:

  • инклюзивное образование
  • основные принципы
  • образовательная среда
  • конкурс
  • Keywords:

  • inclusive education
  • main principles
  • educational environment
  • competition
  • В статье рассматриваются особенности внедрения инклюзивного образования через проведение конкурса профессионального мастерства среди студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов.

    We consider the features of implementing inclusive education viaprofessional skills contests among handicapped and disabled students.

    Обзор статьи

    Инклюзивное образование (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю, вовлекаю) – один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе для детей с инвалидностью.
    Усилия общественности (1990-е – 2000-е годы) и формирование общественного мнения позволили создать условия для особого типа педагогики, получившей название инклюзивной (вовлекающей). Инклюзивное образование регламентируется статьей 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
    Организация инклюзивного образования позволяет развить методологию, направленную на студентов и признающую, что все обучающиеся – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование способствует разработке подходов к организации преподавания и обучения для более гибкого удовлетворения потребностей и возможностей обучающихся. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все (не только студенты с особыми потребностями).
    Основные принципы (правила) инклюзивного образования [5]:
    ● ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    ● каждый человек способен чувствовать и думать;
    ● каждый человек имеет право на общение и право быть услышанным;
    ● все люди нуждаются друг в друге;
    ● подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    ● все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    ● для всех обучающихся достижение прогресса, скорее, может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
    ● разнообразие усиливает все стороны жизни человека [9].
    Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980–1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№ 1321).
    В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
    1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
    2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
    3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми [3].
    В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования – «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [2].
    Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы образовательной организации. Ведущим принципом формирования инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий обучающихся за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого студента [8].
    Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого студента, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности обучающихся.
    В связи с вышеуказанным, перед образовательной организацией и педагогическим коллективом встает ряд проблем:
    1. Для создания специальных условий образования студентов с ОВЗ, прежде всего, необходимо разработать нормативно-правовую базу. Создание этих условий должно обеспечить не только реализацию образовательных прав самого студента на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав остальных обучающихся, включенных наравне с особым студентом в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права обучающегося с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование всех студентов. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут зафиксированы как права, так и обязанности субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями, в том числе возникающими в процессе образования.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 5–16.
    4. Бабкина Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития как ориентиры их психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзии // Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции 27–28 ноября 2014 г. / под науч. ред. Т.В. Машаровой, С.В. Алёхиной, И.А. Крестининой; ИРО Кировской области. Киров: Старая Вятка, 2014. С. 19–25.
    5. Бязрова Л.Ю. Инклюзивное образование // Современные технологии в образовании. 2012. № 12-1. С. 43–47.
    6. Зайнашева З.Г., Нигаматова Э.Р. Основы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях высшего профессионального образования // Теория и практика инклюзивного образования в России: проблемы и перспективы: сб. научных статей II Международной научно-практической конференции 30 мая 2013 г. Уфа: УГУЭС, 2013. 140 с.
    7. Иванова С.И. 50 советов по нематериальной мотивации. М.: Альпина Паблишер, 2012. 240 с.
    8. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20–22 июня 2011 г., Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т.; редколл.: С.В. Алехина и др. М.: Изд-во МГППУ, 2011.
    9. Куткович Д.В. Особенности обучения лиц с ограниченными возможностями в организациях среднего профессионального образования // Педагогический поиск: инновационный и исследовательский опыт в образовании. СПб: Изд-во ЛОИРО, 2016. 204 с.
    10. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги / ред. Н. Борисова. М.: РООИ Перспектива, 2011.
    11. Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: сб. материалов. М.: Изд-во МГППУ, 2011. С. 7–9.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2