Одной из важнейших социально-экономических задач образовательной политики государства является подготовка кадров, от которых зависит стабильность и эффективность функционирования рынка труда, развитие экономики нашей страны.
В настоящее время региональная экономика испытывает растущую потребность в рабочих и инженерно-технических кадрах высшей квалификации со знанием передовых технологий для отраслей строительства и промышленности, сельского хозяйства.
Основной целью Российского образования является раскрытие способностей каждого ученика и его готовности к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Актуальным становится образование, обеспечивающее способность человека включаться в общественно-экономические процессы, удовлетворяющее требования современного рынка труда. Такое образование принципиально расширяет возможности человека в выборе сферы собственной профессионально-трудовой деятельности. Поэтому в настоящее время возрастает роль и значение профессиональной ориентации.
Концепция совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013–2020 годы направлена, как раз, на решение кадровых проблем и влияние на формирование трудовых ресурсов. В Концепции определены цели и задачи для координации деятельности социальных партнеров на рынке труда Ленинградской области по созданию системы профориентационной работы. Результатом реализации концепции является изменение мотивационных устремлений обучающихся при выборе профессии, специальности, для профессионального обучения и их соответствия потребностям экономики Ленинградской области.
Формирование региональной системы профессиональной ориентации позволит не только оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда, но и прогнозировать ситуацию на нем и в итоге готовить специалистов, которые будут востребованы в перспективе. В связи с этим профориентацию следует понимать как целенаправленную систему общественно-педагогического воздействия по формированию у обучающихся внутренней потребности к сознательному выбору профессии, специальности на основе комплексных государственных мероприятий, отвечающих потребностям современного рынка труда.
Таким образом, при организации профориентационной работы следует учитывать, что подготовка к выбору профессии должна стать органической частью всего учебно-воспитательного процесса с учетом социального контекста образовательной среды и экономического пространства Ленинградской области.
В то же время анализ практической деятельности по профориентации показывает, что все же интерес обучающихся общеобразовательных организаций к рабочим специальностям, профессиям невелик. Здесь можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:
- при выборе будущей профессии либо специальности обучающиеся выпускных классов не имеют полных представлений о социально-экономических особенностях региона, аспектах экономики и рынка труда;
- родители старшеклассников также не знакомы с потребностями рынка труда в рабочих кадрах и путями последующего трудоустройства своих детей;
- отмечается неподготовленность педагогических кадров общеобразовательных организаций к реализации профориентационных задач;
- в недостаточной степени осуществляется взаимосвязь между организациями общего, дополнительного и профессионального образования, не налажено активное сотрудничество с предприятиями и организациями;
- не отлажен механизм внедрения опыта профессиональных проб на базе организаций профессионального образования и предприятий;
- большинство программ по профориентации направлены на поступление старшеклассников в высшие учебные заведения гуманитарной направленности;
- недооценка предмета технологии приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважительного интереса к труду в сфере материального производства, технического творчества;
- обучающиеся общеобразовательных организаций не владеют международным техническим языком из-за отсутствия предмета черчения в учебном плане.
В связи с этим в вопросах профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся необходимо выделить следующие противоречия между:
- подготовкой обучающихся к профессиональному самоопределению как субъектов будущей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями нормативных документов и существующими в образовании специальными педагогическими методиками, не позволяющими эффективно решать данную задачу в процессе обучения;
- необходимостью осуществления индивидуального психолого-педагогического сопровождения процесса жизненного и профессионального самоопределения обучающихся и классно-урочной системой организации проектной деятельности учащихся в процессе технологической подготовки;
- наличием хорошо отработанной методики инженерного проектирования, позволяющей обучающимся осознанно осуществлять жизненное и профессиональное самоопределение и отсутствием практической возможности у школьников овладеть данными технологиями в образовательном процессе.
Эти противоречия вызваны тем, что существующая система профессиональной ориентации обучающихся опирается на недостаточно развитую организационную модель. Поэтому для их разрешения важно выстроить стройную профориентационную систему популяризации рабочих и инженерных профессий, а также специальностей, востребованных на рынке труда. Для этого необходимо активно формировать их позитивный имидж на основе интеграции общего, дополнительного, профессионального образования и предприятий региона.
В рамках совершенствования профориентационной работы необходимы эффективные формы работы, одной из которых является сетевое взаимодействие, основанное на тесном сотрудничестве образовательных организаций с социальными партнерами и работодателями.
В словаре понятие «сеть» представляет совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Отличительной чертой сети является особый тип взаимодействия разных типов и видов учреждений. Сетевое взаимодействие профориентационной деятельности представляет такую организацию практико-ориентированного образовательного пространства, отвечающую фактическому состоянию кадровой политики региона, программно-методической, материально-технической баз учреждений, включенных в эту деятельность.
В связи с этим сетевое взаимодействие образовательных организаций сегодня становится современной высокоэффективной технологией, активно функционирующей на поле реализации образовательной политики. При организации сетевого взаимодействия требуется серьезное ресурсное обеспечение на всех уровнях: кадровое, программное, техническое, управленческое, организационно-правовое, финансовое и ресурсное.