Исследование современных бизнес-моделей предприятий высокотехнологичных секторов национальной экономики

Study of Current Business Models of Enterprises in High-Tech Sector of National



С.А. Соколова
S.A. Sokolova
аспирант лаборатории комплексного исследования пространственного развития регионов ФГБУН «Институт проблем региональной экономики РАН»
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • бизнес-модель
  • предприятия высокотехнологичного сектора
  • национальная экономика
  • информационно-телекоммуникационные технологии
  • сегмент B2B

Keywords:

  • business model
  • enterprises of high-tech sector
  • national economy
  • information and communication technologies
  • B2B segment

Рассматриваются вопросы бизнес-моделирования инновационной деятельности предприятий высокотехнологичных секторов национальной экономики. Рассмотрена сущность и предложена классификация бизнес-моделей для предприятий высокотехнологичных секторов экономики. На основе анализа динамики развития высокотехнологичных секторов экономики России в 2009–2013 гг. автором обоснованы преимущества создания высокотехнологичного кластера для развития взаимодействия в сегменте B2B и повышения эффективности инновационной деятельности.

We consider problems of simulating innovation activity of enterprises in the high-tech sector of national economy. We consider the essence and suggest a classification of business models for enterprises in the high-tech sector. We validate the advantages of creating high-tech cluster to improve the business interaction in the B2B sector and to increase the efficiency of innovation activeity on the basis of the analysis of high-tech sector development in Russia in 2009 – 2013.

Список использованной литературы

1. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/strategicplanning/concept (дата обращения: 07.05.2014)
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/ informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 07.05.2014)
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
4. Бек Н.Н., Никитин Л.Л. Структуры создания ценности в отрасли сферы услуг // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2008): материалы Международной конференции ИПУ РАН. М.: Изд-во Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2008. С. 15–17.
5. Вайль П., Витале М. Место в пространстве: переход на электронные бизнес-модели. Бостон: Harvard Business School Press, 2001.
6. Войлпел С., Лэйполд М. Теки Е. Бизнес-модель перестройки: как усовершенствовать бизнес-модели, чтобы перегнать конкурентов // Управление изменениями. 2005. № 3. С. 259–277.
7. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» // Проект «ИТ-защита»: [сайт]. URL: http://itzashita.ru/pravo/ deklaraciya-principov-postroenie-informacionnogo-obshhestva-globalnaya-zadacha-v-novom-tysyacheletii.html (дата обращения: 07.05.2014)
8. Дюбоссон-Торби М., Остервальдер А., Пигнью В. Электронная бизнес-модель, дизайн, классификации и измерения // Международное бизнес-обозрение. 2002. № 44. С. 5–23.
9. Катькало B.C. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Изд-во Высшей школы менеджмента; Изд. дом СПбГУ, 2008.
10. Линдер В., Кантрелл С. Изменение бизнес-моделей: обозрение. Исследование института стратегических изменений. Кэмбридж: M.I.T. Press, 2000.
11. Майо М.К., Браун Г.С. Создание конкурентоспособной бизнес-модели // Бизнес-журнал. 1999. № 3. С. 18–23.
12. Махадеван B. Бизнес-модели для Интернет // Калифорнийское управленческое обозрение. 2000. № 4. С. 55–69.
13. Моррис М., Шиндехьют М., Аллен Д. Предпринимательские бизнес-модели: на пути к единой теории // Журнал бизнес-исследований. 2005. № 58. С. 726–735.
14. Остервальдер А., Пигнью В., Туччи C. Совершенствование бизнес-модели: истоки, современность, будущее концепции // Журнал ассоциации информационных систем. 2005. № 15. С. 1–43.
15. Раппа М. Бизнес-модели в WEB, управление цифровыми предприятиями // Managing the Pigital Enterprise: [сайт]. URL: http://digitalenterprise.org/index.html (дата обращения: 07.05.2014)
16. Сливоцки А., Моррисон Д. Зона прибыли: как бизнес-моделирование сегодня может привести к повышению прибыли завтра. Нью-Йорк: Times Business, 1997.
17. Стюарт Д.У., Чжао К. Интернет-маркетинг, бизнес-модели и государственная политика // Журнал общественного управления и маркетинга. 2000. № 2. С. 287–296.
18. Тиммерс П. Бизнес-модели электронных рынков // Журнал электронной коммерции в Европе. 1998. № 8. С. 1–6.
19. Цзе Е. Эмпирический анализ организационной структуры и финансовых показателей в отрасли ресторанного бизнеса // Международный журнал управления в туристическом и гостиничном бизнесе. 1991. № 1. С. 59–72.
20. Чандлер A. Стратегия и структура: главы в истории промышленного предприятия. Кэмбридж: M.I.T. Press, 1962.
21. Шматко А.Д. Организация инновационной деятельности производственных предприятий: современные условия и существующие подходы // Вестник экономической интеграции. 2009. № 3. С. 155–159.

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2