Педагогическое взаимодействие как залог развития учреждения СПО в современных условиях

PEDAGOGICAL INTERACTION AS GUARANTEE OF DEVELOPMENT OF INSTITUTION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION UNDER MODERN CONDITIONS



Н.Н. Зайцев
Т.Н. Калинина
N.N. Zaitsev
T.N. Kalinina
frpo@loiro.ru
frpo@loiro.ru
директор ГБПОУ ЛО «Тихвинский медицинский колледж»
заместитель директора ГБПОУ ЛО «Тихвинский медицинский колледж»
director, Tikhvin Medical College
deputy director, Tikhvin Medical College
г. Тихвин
г. Тихвин
Tikhvin
Tikhvin

Ключевые слова:

  • взаимодействие
  • эффективность
  • результативность
  • качество
  • процесс подготовки специалистов
  • педагогическое взаимодействие
  • Keywords:

  • interaction
  • efficiency
  • effectiveness
  • quality
  • training of specialists
  • pedagogical interaction
  • В статье обосновывается необходимость организации взаимодействия субъектов образовательного процесса региона на примере Ленинградской области. Рассматриваются формы взаимодействия Тихвинского медицинского колледжа и Ленинградского областного института развития образования. Авторы на конкретных примерах доказывают эффективность подобных взаимодействий для повышения качества подготовки студентов в современных условиях.

    We substantiate the need to organize the cooperation of subjects of educational process by the example of Leningrad region. We consider the forms of interaction of Tikhvin Medical College and the Leningrad Regional Institute of Education Development. We offer the examples illustrating the effectiveness of such interaction aimed at improving the quality of training students under modern conditions.

    Обзор статьи

    Педагогическое взаимодействие участников современного образовательного процесса всегда в центре педагогических исследований ученых, в том числе В.С. Гершунского, И.Д. Демакова, В.А. Сластенина. В трудах Ю.К. Бабанского рассматриваются вопросы оптимизации процесса обучения, педагогическое взаимодействие определяется как необходимое условие профессиональной подготовки преподавателей, их личностного саморазвития и совершенствования учебно-воспитательного процесса.
    Взаимодействие колледжа и Ленинградского института образования происходит уже около десяти лет. Основными точками соприкосновения стали актуальные проблемы профессионального образования, создания открытой профессионально-образовательной среды и формирования профессиональной компетентности специалистов среднего звена, а также исследовательская деятельность как ресурс повышения профессиональных качеств педагога, повышения качества подготовки компетентного специалиста в процессе реализации ФГОС нового поколения.
    Вопросы качества образования являются всегда актуальными. К таким вопросам относятся, в первую очередь, успешное функционирование и развитие учреждения, результативность работы руководителей подразделений, деятельность каждого преподавателя. Сегодня особую роль играет профессиональная компетентность преподавателя. В связи с этим система повышения квалификации педагогических работников как части общей системы образования должна быть нацелена на обеспечение непрерывного формирования компетентности преподавателей и повышение их интеллектуального потенциала.
    Рассмотрим особенности совершенствования компетентности педагогических работников Тихвинского медицинского колледжа. Учитывая, что за последние три года увеличилось число штатных преподавателей, которые до этого были «узкими» специалистами с медицинским образованием. Их потенциальный уровень обусловлен особыми индивидуальными предпочтениями, связанными с переходом на преподавательскую работу, значительно отличающуюся по профилю от ранее полученного образования.
    Преподаватели-врачи, как и все педагогические работники, должны быть мобильными – в настоящее время профессиональная мобильность педагога становится важнейшим качеством его компетентности, необходимым для успешной деятельности в современных условиях развития. С этой целью педагогические работники обязаны проходить курсовую переподготовку и повышение квалификации по своей специальности.
    Взаимодействие с институтом позволило создать в образовательном учреждении информационно-коммуникативную профессионально-образовательную среду, организовать совместную работу и за счет этого повысить качество образовательной деятельности. В данном случае речь идет об эффективности обучения как меры совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой.
    Кафедра профессионального образования ФПО ЛОИРО, осуществляя модульно-компетентностный подход при подготовке преподавателей, имеющих базовое медицинское образование, выстраивает для каждого гибкий индивидуальный образовательный маршрут слушателя курсов, что, безусловно, способствует становлению личности педагога.
    Сотрудники кафедры организовали курсы переобучения по актуальным вопросам в области педагогики и методики, образовательные семинары, конференции различного уровня: «Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки», «Методическое сопровождение процесса обучения по ФГОС», «Управление качеством учебно-воспитательного процесса», «Технологии исследовательской деятельности в образовании», «Школа профессионального воспитания» и другие.
    Следует отметить, что кафедрой профессионального образования института (заведующий кафедрой В.П. Топоровский) были организованы выездные курсы на базе колледжа в г. Тихвине и его филиала в г. Кириши по актуальной проблеме «Современные подходы создания региональной открытой профессионально-образовательной среды».
    Формирование заказа на подготовку специалистов, развитие различных форм информационного обеспечения, повышение квалификации преподавателей представляют первостепенные вопросы взаимодействия кафедры профессионального образования института и медицинского колледжа. Такая постановка и подходы позволяют ориентировать учебно-воспитательный процесс на формирование профессиональной карьеры, развивать пространственно-предметный компонент.
    В колледже большой штат преподавателей, работающих на постоянной основе, и совместителей из лечебных учреждений. За последние три года прошел плановое повышение квалификации 91 педагогический работник, включая преподавателей-совместителей.
    В ходе взаимодействия удалось организовать деятельность по совместному использованию методических, информационных, инновационных ресурсов, являющихся источником применения новых технологий для профессионального роста педагогов. Прохождение курсов повышения квалификации и сертифицированных семинаров на базе ЛОИРО осуществлялось в целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний и опыта педагогов.

    Список использованной литературы

    1. Алексеенко А.Ю. Методическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя колледжа в межаттестационный период // Среднее профессиональное образование. 2016. № 1.
    2. Кулаков А.В. Моделирование профессиональной компетентности преподавателя колледжа // Среднее профессиональное образование. 2014. № 5.
    3. Лисименко С.В. Управление качеством образования в условиях развития учреждения среднего профессионального образования // Педагогический поиск: проблемы и пути решения. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2015.
    4. Топоровский В.П. Современные подходы создания открытой профессионально-образовательной среды // Современные подходы создания открытой профессионально-образовательной среды: научно-методический сборник. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2015.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2