Основные проблемы развития дошкольного образования в Ленинградской области

MAIN PROBLEMS OF PRESCHOOL EDUCATION DEVELOPMENT IN LENINGRAD REGION



Л.И. Манчинская
L.I. Manchinskaya
доцент кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • система дошкольного образования
  • программа дошкольного образования
  • ФГОС ДО
  • демографическая ситуация
  • модернизация дошкольного образования
  • инновационная экономика

Keywords:

  • preschool education system
  • program of preschool education
  • Federal State Standard of Preschool Education
  • demographic situation
  • modernization of preschool education
  • innovation economy

В статье анализируется состояние развития системы дошкольного образования в Ленинградской области и определяются основные проблемы его развития,а также рассматривается содержание Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Автором предлагаются пути решения указанных проблем.

We analyze the preschool education system in Leningrad region and distinguish the key problems of its development. The contents of the Federal State Standard of Preschool Education are considered. We suggest ways to solve the problems in question.

Обзор статьи

Ключевым фактором конкурентоспособности инновационной экономики является образование, основополагающая роль в котором отводится дошкольному образованию.
Система дошкольного образования позволяет реализовать право на беспрепятственное устройство детей в детские сады и, таким образом, выступает необходимым условием, обеспечивающим участие в трудовой деятельности их родителей как наиболее продуктивной части населения. Свободное устройство ребенка в дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) дает возможность улучшать демографию территории, так как позволяет женщинам репродуктивного возраста планировать рождение детей.
Таким образом, система дошкольного образования любой территориальной единицы, в том числе и Ленинградской области, должна соответствовать современному уровню социально-экономического состояния региона, а также перспективам его развития.
Однако с начала 90-х годов прошлого столетия в силу ряда причин шел процесс сокращения количества дошкольных учреждений, в результате чего в настоящее время остро ощущается нехватка мест в детских садах различного типа. По данным Росстата на 1 января 2012 года, в Ленинградской области фактическая численность детского населения в возрасте от 3-х до 7 лет возрасла по отношению к прогнозируемой величине на данный период почти на четыре тысячи человек (с 74116 чел. до 78107 чел.). Тенденция увеличения численности детей сохранится до 2018 года.
Система дошкольного образования Ленинградской области включает 412 дошкольных образовательных учреждений, в которые входят: 388 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 1 государственное дошкольное образовательное учреждение, 5 негосударственных дошкольных образовательных учреждений, 18 дошкольных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, программу дошкольного образования реализуют: 13 учреждений – начальная школа/детский сад, 62 общеобразовательные школы с дошкольными группами, 64 семейные группы и группы кратковременного пребывания детей.
Всего по программам дошкольного образования обучается 71 452 ребенка.
Вместе с тем, в Ленинградской области остаются нерешенными следующие проблемы:
- в условиях роста численности детей потребность населения в дошкольном образовании в полной мере не обеспечена: на 01.01.2017 года среднеобластное значение показателя обеспеченности местами в детских садах составило 74,7% с учетом корректировки детского населения на численность детей в возрасте 5–6 лет, обучающихся по программе 1 класса общеобразовательной школы (в 2015 году – 73,9%, в 2014 году – 73,29%). Доля детей в возрасте 1–6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1–6 лет представлена в таблице;
- в соответствии с Указом Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года к 2016 году должна была быть обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей от 3-х до 7 лет. Однако до настоящего времени еще остается не развитым сектор сопровождения раннего развития детей и недостаточно высоким является охват предшкольным образованием детей дошкольного возраста. По данным Росстата на 1 января 2017 года, доля детей от 1–3 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в среднем по области составляет 37,8%;
- толерантное отношение родителей к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья остается одной из главных проблем сегодняшнего дня. Акцент на инклюзивный характер образования в условиях неотработанного организационного механизма, механизма финансирования, а также несовершенство мер реализации образовательной программы для таких детей, отсутствие возможности создания качественных условий для реализации образовательной программы дошкольного образования может привести к конфликтной ситуации и требованиям со стороны родителей «убрать» детей с ограниченными возможностями здоровья из детского сада;
- в системе дошкольного образования отмечаются низкие темпы обновления педагогических кадров, создание же дополнительных мест в дошкольных учреждениях вызывает проблему дефицита работников данной сферы. Медленно формируются компетенции педагогов в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Актуальной проблемой, замедляющей процессы модернизации дошкольного образования, является невысокая родительская компетентность. В.И. Слободчиков отмечал, что «… полное обособление семьи от образовательных учреждений привело к раздвоению ранее единых процессов воспитания и замене общественного воспитания приватно-семейным, с одной стороны, и формально-государственным, с другой» [6]. Здесь выявляются противоречия между ролью детского сада как института социализации и недостаточно проработанными механизмами взаимодействия с одним из основных участников образовательного процесса – родителями. Следовательно, задача руководителя дошкольного учреждения – разработать и закрепить в локальном акте дошкольной образовательной организации такие механизмы.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. 4 августа. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2012. 31 декабря. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» (ред. от 27.04.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. 28 апреля. № 17. Ст. 2058.
4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» (ред. от 14.09.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. 1 июня. № 22. Ст. 3232.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г. № 30384) // Российская газета. 2013. 25 ноября. № 265.
6. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность – источник развития // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/so-bytiynaya-obrazovatelnaya-obschnost-istochnik-razvitiya-i-subekt-obrazovaniya (дата обращения: 30.01.2017).
7. Сокольникова И.В. К проблеме повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением // Студенческая наука XXI века: материалы VIII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (8). С. 141.

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2