Проблема «последней мили» в логистике и инструменты ее решения

LAST MILE PROBLEM IN LOGISTICS AND TOOLS TO SOLVE IT



Е.В. Корчагина
А.В. Жукова
Ye.V. Korchagina
A.V. Zhukova
профессор Высшей торгово-экономической школы Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктор экономических наук
ассистент кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
professor, Higher School of Trade and Economics, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Doctor of Economics
assistant, the Department of National Economy and Organization of Production, the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Санкт-Петербург
г. Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • логистика распределения
  • проблема доставки «последней мили»
  • автономные транспортные средства
  • беспилотные курьеры
  • инвестиции
  • start-up

Keywords:

  • distribution logistics
  • problem of last mile delivery
  • autonomous vehicles
  • delivery drone
  • investment
  • start-up

Статья посвящена рассмотрению подходов к решению одной из наиболее сложных и дорогостоящих логистических проблем – доставке «последней мили». Описаны инструменты решения данной проблемы на основе использования автономных транспортных средств. Выявлены достоинства, недостатки, а также ограничения использования автономных транспортных средств. Охарактеризованы перспективы решения проблемы доставки «последней мили» в логистике и ритейле.

The research is dedicated to approaches to the solution of one of the most complicated and costly problems in modern logistics, namely “the last mile delivery”. We describe the tools of solving the problem in question on the basis of applying autonomous vehicles. We distinguish their advantages and disadvantages and also consider the limitations of using them. The prospects of solving the last mile delivery problem in logistics and retail are described.

Обзор статьи

Появление проблемы «последней мили» связано с решением компаний забрать у розничных магазинов роль единственных посредников между товаром и покупателем и начать осуществлять доставку прямо на дом. Данная проблема обусловлена низким качеством доставки товара на последнем участке пути, особенно в регионах с относительно невысокой плотностью заказов. Это, в свою очередь, вызвано низкой конкуренцией компаний, занимающихся доставкой «последней мили» в регионах, что приводит к неудовлетворительной дисциплине и организации доставки.
Сам термин «доставка «последней мили» возник из-за того, что среднее расстояние между складом или ближайшей точкой продаж и покупателем составляет примерно одну милю. Именно на это расстояние приходится до 28% общей стоимости транспортировки товара [3], и именно это расстояние часто является причиной задержки доставки заказа, что существенно подрывает лояльность покупателей и снижает желание повторно совершить покупку. Более того, 27% потребителей вовсе не прибегают к услугам интернет-магазинов из-за долгого времени ожидания [4. С. 10].
Доставка «последней мили» является одним из самых слабых звеньев в логистической цепи многих торговых компаний [2]. Вместе с тем, ее решение способно стать ключевым фактором в конкурентной борьбе, и компания, которой удастся найти инструменты повышения эффективности доставки «последней мили», станет несомненным лидером на рынке. В связи с этим решение данной проблемы в последнее время приобрело исключительную актуальность.
Пока большинство компаний по всему миру для увеличения скорости доставки ограничивается увеличением автомобильного парка, наймом дополнительного числа сотрудников и использованием краудсорсинга, лидеры мирового рынка смотрят намного шире. Такие компании как DHL, UPS, Wal-Mart, Amazon, Alibaba и JD.com пытаются оптимизировать доставку путем внедрения новейших технологий и за последние 5 лет инвестировали в данное направление более 10 млрд долларов [4. С. 11]. Причина такого расточительства лежит в готовности покупателей платить больше за более быструю доставку. Исследования показывают, что приблизительно 50% покупателей готовы переплатить 6–7 евро, если их заказ будет доставлен в тот же день [5]. Особенно это касается молодого поколения, людей, проживающих в сельской местности, а также людей с плотным графиком работы и с высоким уровнем дохода.
В результате уже сейчас можно говорить о появлении нового пути доставки товаров, в которой присутствие человека сведено к минимуму, а курьерами выступают автономные транспортные средства. Можно выделить два основных типа автономных транспортных средств, используемых в инновационных формах доставки товара покупателю: наземные автономные транспортные средства (Automatic Guided Vechicle, AGV) и беспилотные летательные аппараты (дроны). Впервые их начали тестировать как способ перевозки грузов несколько лет назад, но уже сегодня к ним приковано внимание миллионов. Ролики, в которых товар доставляется покупателю автономными устройствами, набирают сотни тысяч просмотров, а полномасштабному запуску сервиса мешает только отсутствие законодательного регулирования. И хотя сейчас эти технологии тестируются в основном в Германии, США, Великобритании, Исландии и Нидерландах, ожидается, что в будущем до 80% всех заказов будут доставляться посредством автономных транспортных средств [6].
Высокий рыночный потенциал автономных транспортных средств обусловлен несколькими факторами. Во-первых, благодаря их использованию, компании смогут сэкономить до 40% на доставке [4. С. 6]. Особенно это касается доставок в сельской местности, куда бывает трудно добраться и где доставка заказов стоит компаниям огромных денег. Во-вторых, использование автономных транспортных средств значительно повышает скорость доставки. AGV и дроны способны доставлять заказ до места его назначения меньше чем за 30 минут. Помимо этого, беспилотные курьеры являются безопасными, экологичными и умными технологиями. Так, например, робот-курьер, созданный компанией Starship Technologies, читает дорожные знаки, распознает цвета светофора, умеет обходить препятствия, подниматься и спускаться с поребрика. Более того, роботу не страшны пробки, часто являющимися виновниками задержки доставки заказа.
Однако помимо плюсов, у данных изобретений есть и отрицательные стороны. На данной стадии разработки они не в состоянии преодолевать большие расстояния и перевозить грузы тяжелее 5-10 кг. Для полноценной работы автономных транспортных средств должна существовать развитая система управления их передвижениями. Также необходим квалифицированный персонал для контроля и устранения неисправностей. Более того, существует опасность хакерских атак и системных сбоев, которые могут привести к потере сигнала. А боязнь «захвата» рабочих мест роботами и вытеснения человека из сферы курьерской доставки ставит под сомнение принятие обществом автоматизированных курьеров.

Список использованной литературы

1. Дудакова И.А. Формирование инвестиционной политики на предприятиях машиностроительного комплекса: автореф. дис. … канд. экон. наук / ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2004.
2. Федько В.П., Дудакова И.А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55–64.
3. Hochfelder B. What retailers can do to make the last mile more efficient. URL: http://www.supplychaindive.com/news/last-mile-spotlightretail-costs-fulfillment/443094/ (дата обращения: 29.10.2017).
4. Parcel Delivery. The Future of Last Mile / McKinsey & Company. 2016. 32 с.
5. Same-day delivery: The next evolutionary step in parcel logistics. URL: https://www.mckinsey.com/industries/travel-transport-and-logistics/ourinsights/same-day-delivery-the-next-evolutionary-step-in-parcel-logistics (дата обращения: 28.10.2017).
6. How customer demands are reshaping last-mile delivery. URL: https://www.mckinsey.com/industries/travel-transport-and-logistics/our-insights/ howcustomer-demands-are-reshaping-last-mile-delivery (дата обращения: 30.10.2017).

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2