Отраслевая специфика иностранных инвестиций в гринфилды: зарубежный опыт

INDUSTRY-SPECIFIC FEATURES OF FOREIGN INVESTMENT IN GREENFIELDS: INTERNATIONAL EXPERIENCE



П.А. Чеботарева
П.Д. Чистяков
P.A. Chebotareva
P.D. Chistyakov
магистрант кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского экономического университета
магистрант кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского экономического университета
candidate for Master’s Degree, the Department of Corporate Finance and Business Evaluation, St. Petersburg State University of Economics
candidate for Master’s Degree, the Department of Corporate Finance and Business Evaluation, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • инвестиции
  • ПИИ
  • гринфилд
  • отраслевая структура
  • сектор экономики
  • первичный сектор
  • динамика долей
  • инвесторы
  • промышленные предприятия

Keywords:

  • investment
  • foreign direct investments (FDI)
  • greenfield
  • industry structure
  • economy sector
  • primary sector
  • share dynamics
  • investors
  • industrial enterprises

Статья посвящена исследованию отраслевой специфики прямых иностранных инвестиций в создание новых предприятий, т.н. «гринфилды», по всему миру. Для анализа были взяты официальные данные Конференции ООН по торговле и развитию (далее – ЮНКТАД). Проведенное исследование позволило показать, какие изменения с точки зрения отраслевой структуры инвестиций, направленных на создание новых предприятий, произошли с 2003 по 2016 гг. Подробно рассмотрены изменения в первичном, вторичном и третичном секторах экономики. В частности, выявлено, какие отрасли того или иного сектора стали преобладать в 2016 г. по сравнению с 2003 г., а какие, наоборот, стали менее привлекательны для инвесторов.

The research is dedicated to industry-specific features of foreign direct investments in start-ups or so-called “greenfields” all over the world. Official data of the United Nations Conference on Trade and Development is analyzed. The research illustrates the changes in the structure of investment targeted at start-ups from 2003 to 2016. We make a detailed analysis of changes in the primary, secondary and tertiary sectors of the economy. We also reveal which industries began to dominate in 2016 compared to 2003 and which of them lost their attractiveness for investors.

Обзор статьи

С развитием технологий на первый план вышли наиболее технологичные отрасли, такие как производство электронного оборудования, новые продукты IT индустрии, аэрокосмическая промышленность и т.п. В связи с этим возникли новые направления для потенциальных инвестиций. Поскольку индустрии являются достаточно новыми и, что важно, инновационными, то и инвесторам зачастую приходится вкладываться не в уже созданные и работающие предприятия, а в создание новых. Собственно, одним из направлений инвестиций и является создание предприятия с нуля, который в зарубежной литературе именуется термином «greenfield». Gredenfield investment – это инвестиции «с нуля» (инвестиции в создание нового предприятия, когда даже производственные помещения возводятся с нуля, в отличие от покупки или поглощения уже существующего предприятия).
Актуальность данной темы во многом связана именно с развитием новых отраслей экономики, которые сегодня отвечают за научно-технический прогресс человечества. Данная работа позволит читателю получить представление об инвестициях в создание новых предприятий по всему миру. В частности, речь идет о представлении отраслевой структуры. Соответственно, по итогам работы будут выявлены какие-то современные тенденции в этом направлении, которые могут быть интересны тем же инвесторам.
В первую очередь, стоит сказать, что ЮНКТАД, который является ключевым источником собранной информации, делит все отрасли на три сектора [11]:
- первичный: сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых и сырья;
- вторичный: производство и промышленность;
- третичный: услуги.
Согласно представленному на рис. 1 графику отраслевая структура ПИИ по гринфилдам существенно изменилась.
В 2003 году производственный сектор занимал большую долю: где-то 50% из трех секторов. Спустя 7 лет в 2010 году сократился первичный сектор, и его долю занял производственный. В 2016 году первичный сектор снизился до 10%, а также и производственный – до 35% и оставшиеся 55% занял третичный сектор – услуги.
Кроме этого, динамику можно рассмотреть на основе рис. 2, что позволяет оценить, насколько произошли изменения в трех секторах [11].
В 2003 г. более 50% приходилось на промышленность. В частности, одной из стран, где создавались промышленные предприятия, был Китай. В начале XXI в. инвестиции направлялись именно туда. В 2016 г. в зарубежных странах преобладает сектор услуг, на который приходится почти 60% инвестиций в гринфилды. В то же время доля первичного сектора сократилась на 11%, и доля производства аналогично снизилась на 17,5%.
На рис. 3 отражена динамика объемов ПИИ в различные секторы экономики в зарубежных странах, а также динамика общего объема инвестиций в гринфилды.
Общий объем прямых иностранных инвестиций увеличился на 15%. Если анализировать структуру инвестиций:
- первичный сектор сократился в 2,3 раза;
- вторичный сократился в 1,3 раза;
- третичный сектор показал рост в 2,25 раза.
На рис. 4 показана динамика долей сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых и сырья в рамках первичного сектора. В 2013 году на протяжении 10 лет это был второй раз, когда сельское хозяйство заняло какую-то долю. Впервые это было в 2006 году, когда оно заняло 0,1% первичного сектора, а в 2013 это было 0,7% из ста.
Согласно представленным данным на долю сельского хозяйства приходится не более 0,4%.
Структура ПИИ в гринфилды вторичного сектора представлена на рис. 5.
Если в 2003 г. ведущие позиции занимали промышленности нефтегазовая, автомобильная, электронная и химические, то в 2016 г. интересы инвесторов расширились, и на другие отрасли стало приходиться:
- 18% – это второй результат после автомобильной промышленности, доля которой снизилась, однако среди всех остальных привлекла наибольшие инвестиции;
- 15% – электронная и химическая промышленности по-прежнему интересны инвесторам примерно в равной степени;
- 2,2%–9,5% – пищевая промышленность, которая увеличила свою долю.
Наконец, третичный сектор экономики изменился существенно (см. рис. 6.)

Список использованной литературы

1. Доклад о мировых инвестициях – 2016: «Гражданство» инвесторов: вывозы политики // ЮНКТАД. 63 с.
2. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Инвестиции. М.: Юрайт, 2017. 455 с.
3. Прямые и портфельные инвестиции // Финансовый гид: [сайт]. URL: https://finansovyjgid.ru/investicii/45-pryamue-investicii.html (дата обращения: 25.11.2017).
4. Прямые иностранные инвестиции // Всероссийская академия внешней торговли: [сайт]. URL: http://www.vavt.ru/wto/wto/FDI (дата обращения: 25.11.2017).
5. Brownfield investment. URL: https://economy_en_ru.academic.ru/8453/brownfield_investment (дата обращения: 25.11.2017).
6. Greenfield. URL: https://economy_en_ru.academic.ru/28944/greenfield (дата обращения: 25.11.2017).
7. Greenfield и brownfield – разница лишь в цвете? // Индустриальные парки России: [сайт]. URL: http://russiaindustrialpark.ru/article/greenfield-i-brownfield-raznica-lish-v-cvete (дата обращения: 25.11.2017).
8. World Investment Report – 2014: Investing in the SDGs: an Action Plan // UNCTAD NATIONS. 264 p.
9. World Investment Report – 2015: Reforming International Investment Governance // UNCTAD NATIONS. 253 p.
10. World Investment Report – 2016: Investor Nationality: Policy Challenges // UNCTAD NATIONS. 232 p.
11. World Investment Report – 2017: Investment and the Digital Economy // UNCTAD NATIONS. 252 p. URL: http:// unctad.org/en/Pages/DIAE/World Investment Repo.

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2