Обучающая организация как способ решения кадровых проблем

LEARNING ORGANIZATION AS WAY TO SOLVE STAFF PROBLEMS



Е.Ю. Сергеева
Ye.Yu. Sergeeva
Беловский филиал Кемеровского государственного университета, кандидат экономических наук
branch, Kemerovo State University, PhD in Economics
г. Белово
Belovo

Ключевые слова:

  • обучающаяся организация (learning organization)
  • lifelong learning
  • organizational performance (производительность труда)
  • corporate learning
  • инвестирование в человеческий капитал

Keywords:

  • learning organization
  • lifelong learning
  • organizational performance
  • corporate learning
  • investment in human capital

В статье анализируются проблемы, затрагивающие необходимость создания обучающей организации в контексте условий нестабильности внешней среды и концепции образования в течение всей жизни. Автором предложен алгоритм организационных изменений, представляющий собой комплексную систему мероприятий, нацеленных на создание обучающейся организации и повышение адаптивности компании.

We analyze problems concerning the need to create a learning organization under unstable environment within the concept of life-long learning. We introduce an algorithm of organizational changes as a complex system of measures targeted at creating a learning organization and increasing the adaptability of a business.

Обзор статьи

Проблема повышения адаптивности компаний к изменчивости внешней среды волнует мировое научное сообщество не одно десятилетие. Однако в последние несколько лет вопросы создания обучающей организации, особенно во взаимосвязи с повышением производительности труда, приобрели наибольшую актуальность. Ученых волнуют как частные вопросы, такие как формальное и неформальное обучение на рабочем месте [12; 14], влияние корпоративной культуры или поощрения инноваций на конкурентоспособность фирмы [13; 15], так и общие, касательно преимуществ, которые дает обучение и развитие как индивидам, компаниям и обществу в целом [4; 7; 8].
Реалии современного мира таковы, что именно быстрое и качественное освоение нового является конкурентным преимуществом. Это связано с ускорением НТП, со скачкообразным ростом новых информационных технологий, с общей экономической нестабильностью, которая становится нормой как мировой, так и любой локальной экономики, поэтому компании стремятся быть более приспособленными к изменениям. Постоянное наслоение и смена технологий ведут к смене оборудования, программного обеспечения, рабочей среды, методов работы и пр. – узкие знания и навыки нуждаются в частом, а то и постоянном обновлении. Это приводит не только к тому, что традиционное образование оказывается не способно отвечать потребностям не только компаний, но и отдельного человека. Глава Сбербанка России Г. Греф заявил следующее: «Чем мы страдаем? Это переполненность знаниями и недостаток навыков в обучении. Мы как работодатель, в первую очередь хотим получать людей с навыками, потому что знания, обширность этих знаний сегодня являются вторичными» [2].
Изменились привычки получения информации: способы, объемы, качество. Люди не только привыкли получать знания в дозированном виде, но и из-за возросшего информационного потока изменились их способности к восприятию информации. Кроме того, благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), потреблять знания стало возможным в любое свободное время и на разных электронных устройствах. Сами знания стали легкодоступны любому человеку, умеющему пользоваться сетью «Интернет». Бурный рост технологий приводит к необходимости учиться всю жизнь. Появляются такие понятия, как «образование в течение всей жизни» (lifelong learning), «смешанное обучение» (blended learning), «микрообучение», «модульное обучение», «адаптивное обучение», «холакратия», «педагогический дизайн», «андрагогика», массовые открытые онлайн курсы – МООК (MOOCs), образовательные youtube-каналы и пр. Возникают новые способы организации труда, такие как agile, канбан, scrum и другие, которые имеют корни в ИТ-сфере, но все больше распространяются на остальные, также как сама ИТ-сфера все сильнее распространяется и охватывает практически все конкурентоспособные отрасли. Все это не может не оказывать влияние на потребности человека и на его ожидания относительно образования. В связи с этим возникла необходимость в людях, имеющих универсальные, надпрофессиональные и творческие навыки, которые способны быстро и качественно адаптироваться к условиям неопределенности – принимать быстрые решения, брать ответственность, овладевать новыми навыками и знаниями и т.д.
Бурное развитие технологий привело к тому, что нынешние компании имеют возможность учить не только выдающихся работников, но и всех остальных. Кроме того, компании могут учить не только знаниям и давать навыки, требуемые для конкретной должности, но и навыкам, не связанным с выполняемой работой напрямую. Как считает Питер Сенге, который ввел термин «обучающейся организации», «возникновение обучающихся организаций является элементом эволюции индустриального общества. Массовый материальный достаток постепенно изменил отношение людей к труду» [3]. Иными словами, в изобильном мире человеку требуется нечто большее, чем материальная оплата труда. Успех современной организации кроется в стремлении не только добиться успеха, но и добиваться благополучия и личностного развития своих сотрудников. Именно из личностного роста отдельных работников складывается общий организационный рост. То есть способность компании к адаптации зависит от уровня ее человеческого капитала (ЧК). Таким образом, именно качество человеческого капитала влияет на конкурентоспособность организации. От качества ЧК зависит производительность труда в компании.
Традиционное образование было создано для нужд эпохи индустриализации. Как правило, оно получалось один раз, и человек всю жизнь работал в выбранном направлении. Теперь же, когда одни профессии исчезают, а другие появляются в короткие сроки, традиционное образование должно давать по-настоящему фундаментальные, базовые знания и надпрофессиональные навыки. Согласно исследованию Всемирного Экономического Форума – The Future of Jobs – 2016, к основным рабочим навыкам, которые будут востребованы к 2020 году, относятся следующие: комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving), критическое мышление (Critical thinking), креативность в широком смысле (Creativity), умение управлять людьми (People management), взаимодействие с людьми (Coordinating with others), эмоциональный интеллект (Emotional intelligence), формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making), клиентоориентированность (Service orientation), умение вести переговоры (Negotiation), когнитивная гибкость (Cognitive flexibility) [16].
Однако на данный момент, поскольку система образования не только в России, но и в мире находится в кризисном состоянии, компаниям необходимо пересматривать свое отношение к своим человеческим ресурсам и превращаться в обучающуюся организацию. Для поддержания конкурентоспособности в мире быстрого технологического прогресса компаниям необходимо заниматься накоплением собственного корпоративного человеческого капитала – обратить внимание на организационную память, которая не исчезает вместе с ушедшими работниками, а остается внутри компании и составляет основу интеллектуального капитала фирмы. По нашему мнению, это возможно через создание комплексной системы стимулирования труда, системы непрерывного обучения и накопления знаний, наставничества и выстраивание корпоративной архитектуры (организационный дизайн).
Создание комплексной системы стимулирования труда подразумевает изменение отношения к персоналу, поскольку изменились потребности и возможности человека. Компаниям необходимо прийти к пониманию, что рабочее время занимает большую часть жизни дееспособного человека, поэтому забота о работнике – это не расходы, а инвестирование в человеческий капитал компании. Это предполагает профессиональное развитие работника, заботу о его здоровье и благополучии (медицинское обслуживание, профилактика заболеваний, полноценное питание, улучшение жилищных условий, помощь в организации детского отдыха и т.д.). Это меры, которые позволяют увеличить производительность труда за счет повышения профессионализма, удовлетворенности от работы и от жизни в целом, снижения уровня тревожности, повышения и поддержания уровня здоровья, высвобождения энергии на результативный труд. Меры такого рода позволяют добиться лояльности сотрудников, не прибегая к денежной мотивации, которая сама по себе – явление временного порядка. Развитие комплексной системы стимулирования труда включает в себя и мероприятия по созданию и поддержанию организационной культуры, которая позволит заняться решением проблемы национального менталитета, проявляющегося в отношении к труду. На данный момент у большинства трудоспособного населения отсутствует установка на производительный труд, нет культуры труда, трудовой дисциплины и не существует ценности труда.

Список использованной литературы

1. Бюллетень «Повышение квалификации и профессиональная подготовка работников организаций в 2016 году» // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ bbd2da8043f81ba38a78cbd92111eac8 (дата обращения: 22.05.2017).
2. Российские вузы должны обучать навыкам XXI века, заявил Герман Греф // РИА Новости: [сайт]. URL: https://ria.ru/society/20161207/1483041883.html (дата обращения: 20.04.2017).
3. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес, 2009. 448с.
4. Aguinis H., Kraiger K. Benefits of Training and Development for Individuals and Teams, Organizations, and Society // Annu. Rev. Psychol. 2009. № 60 Р. 451–474.
5. Argote L., Fahrenkopf E. Knowledge transfer in organizations: The roles of members, tasks, tools, and networks // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2016. № 136. Р. 146–159.
6. Bahar Aşcıa H., Tanb Fatma Zehra, Altıntaşc Furkan. A Strategic Approach For Learning Organizations: Mental Models. Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2016. № 235. Р. 2–11.
7. Bucciarellia E., Muratoreb F., Odoardib I. Consolidation processes of human capital in modern economic growth dynamics: an estimate based on the role of European corporate e-learning activities // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. № 9. Р. 622–627.
8. Diaz-Fernandez M. [et al.]. Human capital and human resource management to achieve ambidextrous learning: A structural perspective. BRQ Bus. Res. Q. 2016. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.brq.2016.03.002 (дата обращения: 26.10.2016).
9. Fletcher L. Training perceptions, engagement, and performance: comparing work engagement and personal role engagement // Human Resource Development International. 2016. Vol. 19. № 1. Р. 4–26.
10. Joseph H.W., Picken Shin C., Dess Gregory G. Revisiting the learning organization: How to create it // Organizational Dynamics. 2017. № 46. Р. 46–56.
11. Kim H-J., Hawleyb Joshua D., Choc Daeyeon, Hyund Youngsup, Kim Jae-Hyun. The influence of learning activity on low-skilled workers’ skill improvement in the South Korean manufacturing industry // Human Resource Development International. 2016. Vol. 19. № 3. Р. 209–228. URL: http://dx.doi.org/10.1080/13678868.2015.1122895 (дата обращения: 26.10. 2016).
12. Manuti А., Pastore S., Scardigno A.F., Giancaspro M. L., Morciano D. Formal and informal learning in the workplace: a research review // International Journal of Training and Development. 2015. № 19(1). Р. 1–17.
13. Martin-de Castro G., Delgado-Verde M., Navas-López J. E., Cruz-González J. The moderating role of innovation culture in the relationship between knowledge assets and product innovation // Technological Forecasting & Social Change. 2013. № 80. Р. 351–363.
14. Noe R.A. [at al.]. Learning in the Twenty-First Century Workplace // Annu. Rev. Organ. Psychol. Organ. Behav. 2014. № 1. Р. 245–275.
15. O’Reilly III Charles A., Tushman M.L. Organizational Ambidexterity: Past, Present and Future. – SSRN. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2285704 (дата обращения: 26.10.2016).
16. The Future of Jobs // World Economic Forum: [сайт]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (дата обращения: 26.10. 2016).

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2