Влияние системы управления развитием инновационных организаций на конкурентоспособность их продукции и услуг

INFLUENCE OF SYSTEM OF MANAGING DEVELOPMENT OF INNOVATION COMPANIES ON COMPETITIVENESS OF THEIR PRODUCTS AND SERVICES



В.Ф. Гришков
С.В. Кузнецов
V.F. Grishkov
S.V. Kuznetsov
info@iresras.ru
info@iresras.ru
Северо-Западный институт управления (филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»), кандидат экономических наук, доцент
директор ФГБУ «Институт проблем региональной экономики Российской академии наук», доктор экономических наук, профессор
North-West Institute of Management, Branch of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, PhD in Economics, associate professor
director of the Institute of Regional Economy Problems of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • система управления
  • инновационная деятельность
  • жизненный цикл продукции,услуг
  • эффективность инвестирования в инновационные проекты
  • Keywords:

  • management system
  • innovation activity
  • life cycle of products and services
  • effectiveness of investment in innovation projects
  • В статье раскрывается роль влияния системы управления развитием инновационной организации на повышение конкурентоспособности её продукции и услуг. Рассматривается проблема расширения состава конкурентных преимуществ организации через изменения в системе управления инновационными процессами.

    We reveal the role of the influence of the system of managing the development of an innovation organization on increasing the competitiveness of its products and services. We consider the problem of extending the range of competitive advantages of an organization by changing the system of managing innovation processes.

    Обзор статьи

    Принятие управленческого решения о частичной или полной смене производства традиционных видов продукции, услуг в процессе инновационной деятельности организации должно согласовываться не только с потенциальными ресурсными возможностями достижения планируемых экономических результатов, но и с организационными возможностями адекватного воздействия на инновационное и экономическое развитие организации в связи с изменением стадий жизненного цикла, конкурентоспособности усовершенствованных или новых создаваемых ею инновационных видов продукции, услуг [1].
    Трансформация стадий жизненного цикла выпускаемой инновационной продукции, оказываемых услуг существенно изменяет требования к обеспечению необходимого объема и высокого качества материально-технических и интеллектуально-трудовых ресурсов, используемых при производстве новых и модифицируемых видов продукции, услуг. При этом соблюдение или повышение сложившегося ранее конкурентного потенциала и уровня конкурентоспособности продукции, услуг определяют потенциальные возможности расширения состава конкурентных преимуществ, их использования в процессе инновационной деятельности и на этой основе – расширение и формирование контингентов потребителей инновационной продукции, услуг с изменившимися предпочтениями и способами их использования.
    В этих условиях следует придерживаться того, что, если возможности повышения темпов экономического роста, конкурентоспособности продукции и услуг за счёт изменений в объёмах производства инновационной продукции, услуг исчерпаны или менеджмент устанавливает существенное снижение темпов роста в ближайший период времени, то увеличение объёмов финансовых, материально-технических, интеллектуально-трудовых ресурсов возможно за счёт увеличения привлекаемых объёмов средств в процессе интеграции с другими субъектами хозяйствования, в свою очередь, экономически заинтересованных в объединении своих ресурсов с другими участниками рынка, производящих новые и модифицированные виды продукции, услуг однородных по видам деятельности отраслей.
    В то же время в системе управления инновационным процессом организации решаются взаимосогласованные с интегрантами проблемы повышения экономических результатов инновационных проектов, представляющие как новые или усовершенствованные (модифицированные) виды продукции, услуг, так и создаваемые технологические, процессные и организационные новшества.
    Изменения в управлении развитием инновационного процесса в указанной ситуации состоят в том, что каждый из возможных вариантов привлечения и использования внешних ресурсов требует от менеджмента инновационной организации проведения анализа:
    ● экономического и инновационного состояния организации, определяющего потенциальные ресурсные и организационные возможности интегрирования с целью достижения планируемых экономических результатов инновационного развития, эффективности создания инновационных проектов;
    ● уровней изменения экономического и инновационного состояния внешней среды, позволяющих установить экономические результаты от интеграции ресурсного, организационного и конкурентного потенциалов сторон.
    Результаты анализа ресурсного и инновационного потенциалов организации должны стать основой для определения состава тех стратегий, которые в своей целевой ориентации достижения планируемых экономических и научно-технических результатов инвестирования в инновационные проекты нейтрализуют негативные влияния факторов внутренней среды, инновационные и экономические изменения неустойчивой внешней среды, инициативно реализуют потенциальные возможности расширения контингента потребителей инновационных видов продукции и услуг, вхождения на новый сегмент инновационного рынка [3].
    Использование внешних ресурсов в стратегии роста экономических результатов и эффективности инвестирования в инновационные проекты позволяет оптимизировать процесс управления инновационным развитием организации влиянием на экономические и социальные результаты инвестирования в инновационные проекты. Это делается для того, чтобы осуществлять их с меньшими рисками, так как наличие ресурсного, организационного и конкурентного потенциалов интегрированного характера предоставляет возможность менеджменту в период наступления последствий от влияния негативных факторов макросреды на деятельность инновационной организации принимать и реализовывать стратегии, требующие значительных объёмов ресурсообеспечения для нейтрализации влияния негативных факторов неустойчивой внешней среды, что способствует получению синергических эффектов организациями интеграционного процесса и тем самым содействует росту экономического результата, эффективности инвестирования в инновационные проекты [4].
    Такой стратегией в системе управления выступает концентрическая диверсификация инновационных организаций, основанная на их совместной деятельности, создании новых инновационных объектов управления, приобретении субъектов хозяйствования.
    В экономической литературе особенности управления процессом инвестирования инновационных проектов некоторые авторы [5] связывают с формированием и использованием финансовой и инновационной стратегий, а инвестиции в создание новых и модифицированных видов продукции, услуг они считают основой для реализации продуктовой стратегии.
    Формулирование функционального назначения финансовой стратегии, её целевой ориентации авторы при этом связывают только с использованием финансовых средств для осуществления обобщающей (корпоративной) стратегии инновационного развития организации.
    Финансовая стратегия в системе управления развитием инновационной организации, на наш взгляд, должна включать в своём формулировании и осуществлении такой комплекс мер по финансовому обеспечению инновационного развития, который при изменении инновационных и экономических состояний внешней и внутренней сред мог бы в своем противодействии их негативным влияниям содействовать достижению планируемого экономического результата инновационной деятельности.

    Список использованной литературы

    1. Аксютик Е.А., Губченкова А.С., Кроливецкий Э.Н. Стратегия инновационного развития организаций здравоохранения // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of legal and economic studies. 2017. № 1. С. 104–108.
    2. Гусева А.А., Кроливецкий Э.Н., Мельниченко А.М. Анализ качественных и количественных характеристик, созданных передовых производственных технологий // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономик, наука, технологии. 2017. № 10 (часть 5). С. 559–561.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2