Проблемы развития малого бизнеса в российских регионах

Problems of small business development in russian regions



М.П. Шевченко
M.P. Shevchenko
kaf-man@gief.ru
аспирант первого года обучения, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
post-graduate student, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • бюджет
  • государственная программа
  • инвестиции
  • инвестиционный климат
  • инновации
  • импортозамещение
  • малый бизнес
  • предприниматель
  • предпринимательство
  • регион
  • ресурсы
  • экономика
  • Keywords:

  • budget
  • government program
  • investment
  • investment climate
  • innovations
  • import substitution
  • small business
  • entrepreneur
  • entrepreneurship
  • region
  • resources
  • economy
  • В нашей стране в последнее время проблемы и пути развития малого бизнеса всё больше изучаются современными практиками и учеными. Развитие субъектов малого предпринимательства выступает в качестве наиважнейшего элемента в нынешней рыночной экономике, без наличия которого государство правильно развиваться не может. Рынок станет эффективным в том случае, когда в экономике начнут функционировать значительное число структур малого бизнеса. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса способствует повышению доходов населения, а для государства и регионов – это дополнительные налоги.

    Problems and ways of small business development have recently been attracting an increasing interest of researchers and practitioners. The development of small business entities is seen as a core element in modern market economy and an essential condition for the development of the country. The market will be effective provided a considerable amount of small businesses start operating. Creating favorable conditions for small business development will contribute to the growth of household income, which means extra taxes for the country and its regions.

    Обзор статьи

    Необходимо отметить, что структуры малого бизнеса, выступая в качестве специфического индикатора отрицательных процессов, наиболее ярко показывают ключевые проблемы экономики. За последнее время внешнеэкономические проблемы, вводимые санкции, скудные кредитные возможности, значительный рост валютного курса, растущие налоги довольно заметно ударили по малому бизнесу. В настоящее время значение малого бизнеса в развитии экономики регионов и всего хозяйства государства в целом сложно переоценить. Именно малый бизнес позволяет решать в регионах проблемы занятости, повышения эффективности производства, стимулирования конкуренции, внедрения инноваций. Посредством малого бизнеса происходит формирование так называемого «среднего класса». Малый бизнес – это важный источник пополнения бюджета регионов (налоги), поэтому оказание поддержки развитию малого бизнеса представляет собой важнейшую задачу государства, и решение проблем бизнеса – это важнейшее направление эффективного развития экономики нашей страны [6. С. 479].
    Малый бизнес представляет собой разновидность коммерческой деятельности, осуществляемой мелкими компаниями, формально не входящими в крупные объединения. К предприятиям малого бизнеса в Российской Федерации относятся создаваемые юридические лица, представители индивидуальных форм бизнеса, фермерские хозяйства, которые удовлетворяют следующим требованиям: промышленная сфера, сфера строительства, транспортная сфера (100 человек), предприятия сельскохозяйственные (60 человек), предприятия научно-технической направленности (60 человек), организация розничной и оптовой торговли (80 человек), иные виды деятельности (50 человек), с выручкой о реализации товаров (услуг) за год – не более 800 млн рублей [7. С. 95].
    На пути развития малого бизнеса есть значительные проблемы, которые сдерживают его развитие. Сфера малого бизнеса в настоящее время характеризуется довольно высокой зависимостью от внешних обстоятельств, поскольку на неё оказывают влияние факторы, которые ограничивают ее прогресс и эффективное функционирование, такие, как наличие недостатков в налоговой системе, недостаточность в собственных и привлекаемых оборотных средствах, низкий спрос населения, низкоэффективная экономическая политика государства, высокая стоимость кредитов, аренды помещений, техники, сырьевых ресурсов, нехватка производственных площадей.
    В целом, проблемы малого бизнеса в регионах могут быть распределены на группы [7. С. 805]:
    1) организационные вопросы (вопросы по оформлению и регистрации, проблемы при открытии счетов в банке);
    2) вопросы материально-технического обеспечения (невысокая квалификация персонала, низкая материально-техническая оснащенность, низкая защищенность деятельности);
    3) финансовые проблемы (сложности в стартовом капитале, сложности легализации капитала для стартовой основы, проблемы установления связей с поставщиками);
    4) проблема кредитной необеспеченности.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.04.2018).
    2. Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. (в ред. от 10.02.2017 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Областной закон Ленинградской области от 30.04.2009 г. № 36-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области» (в ред. от 26.07.2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Алленов А.В., Василенко Н.А. Малый бизнес как стратегический ресурс развития инновационного потенциала региона // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1112. С. 306–310.
    5. Быкова Н.Н., Рогозина Л.С. Проблемы развития малого бизнеса в России // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 479–483.
    6. Высоцкая О.А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2015. № 2(12). С. 94–96.
    7. Кропин Ю.А., Панченко О.А. Состояние и перспективы развития субъектов малого предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8. С. 434–440.
    8. Малый бизнес Ленинградской области: цифры и факты // Инвестиционный портал Ленинградской области. URL: http://lenoblinvest.ru (дата обращения: 14.04.2018).
    9. Медков А.Д. Управление малым и средним предпринимательством на муниципальном уровне // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2. С. 803–808.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2