Факторы влияния на повышение конкурентоспособности услуг учреждений сферы культуры

Factors of Influence on Increasing Competitiveness of Services of Cultural Institutions



П.А. Андреев
P.A. Andreev
преподаватель кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
lecturer at the Department of Producing and Management in the Social and Cultural Sphere, “Saint-Petersburg State University of Cinema and Television”
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • внутренние и внешние факторы влияния на конкурентоспособность
  • государственная политика
  • планируемые экономические и социальные результаты
  • стратегии роста
  • уровень качества жизни
  • услуги сферы культуры

Keywords:

  • internal and external factors of influence on competitiveness
  • state policy
  • intended economic and social results
  • growth strategies
  • level of quality of life
  • services of cultural institutions

Исследуется влияние факторов внутренней и внешней деловой среды на повышение уровня конкурентоспособности учреждений культуры. Проводится анализ влияния на развитие учреждений культуры мер государственной политики в сфере культуры, рыночных и социокультурных факторов. Приводится классификация внутренних факторов учреждений сферы культуры, влияющих на его конкурентоспособность.

We research the influence of the factors of internal and external business environment on increasing the competitiveness of cultural institutions. We analyze the influence of the measures of state policy as well as market and social and cultural factors on the development of cultural institutions. A classification of internal factors affecting the competitiveness of a cultural institution is offered.

Обзор статьи

Обеспечение среднерыночного уровня конкурентоспособности учреждений сферы культуры требует от их менеджмента своевременного учета и реагирования на изменение соответствующего сегмента рыночной среды, а также экономической и социокультурной ситуации в обществе. Что касается внутренней деловой среды для учреждений культуры, то она должна быть организована так, чтобы персонал был заинтересован в развитии желания клиентов предпочесть именно тот вид услуг, который предоставляет данная организация. Кроме того, учреждения культуры с высоким уровнем конкурентоспособности, подкрепляя желание потребителя приобрести тот или иной вид услуги, стремятся также расширить контингент своих клиентов как за счет увеличения объемов традиционных видов услуг, так и на основе их диверсификации.
Так, например, Большой театр в Москве за счет высокого уровня конкурентоспособности увеличивает объемы инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов, а также создание и внедрение технологических, процессных, продуктовых и маркетинговых новшеств. Аналогичным образом ведут себя и такие всемирно известные учреждения сферы культуры, как Эрмитаж, Лувр, Русский музей.
Повышению уровня конкурентоспособности учреждений и в целом – отраслевых составляющих сферы культуры способствует и такой внешний для них фактор, как уровень развитости национальной экономики, темпы роста ее макроэкономических показателей, повышение степени инновационности, качества жизни населения, его благосостояния и уровня социального потребления.
Одним из самых важных внешних факторов, влияющих на развитие учреждений культуры, без сомнения, является государственное регулирование данной сферы. В значительной степени конкурентоспособность локальных и отраслевых составляющих сферы культуры определяется государственной политикой, выражаемой совокупностью организационно-административных, экономических, нормативно-правовых, социально-психологических воздействий государственных исполнительных и законодательных органов власти на процессы производства, оказания услуг, их потребления, обновление и модернизацию социальных, производственных и рыночных объектов инфраструктуры.
К наиболее действенным инструментам государственной политики влияния на повышение конкурентоспособности сферы культуры и национальной экономики в целом, на наш взгляд, следует отнести:
● формирование и развитие правовых институтов функционирования экономических агентов;
● финансирование фундаментальных научных исследований и прикладных научных разработок в рамках деятельности научно-исследовательских институтов, социально-экономических и научно-технологических государственных программ;
● стимулирующую налоговую политику, нацеленную на повышение темпов экономического роста, конкурентоспособности продукции, услуг;
● осуществление социальных и инновационно-инвестиционных мер, направленных на рост человеческого и интеллектуального капитала;
● повышение качества оказываемых услуг посредством обязательной сертификации и лицензирования деятельности учреждений культуры;
● контроль за соблюдением антимонопольных положений на рынке услуг сферы культуры.
Государственная политика, направленная на повышение конкурентоспособности локальных и отраслевых составляющих сферы культуры, должна включать организационно-экономическую, финансово-инвестиционную поддержку и содействие деятельности профессиональных участников рынка услуг учреждений культуры [2].
В процессе финансирования государственных учреждений культуры осуществляемая политика поддержания социально значимых учреждений культуры должна сочетаться со структурно-организационным пересмотром их деятельности и, прежде всего, их организационно-правового статуса, повышающего уровень экономической заинтересованности в получении дополнительных источников финансовых средств за счет предпринимательской деятельности, но при выполнении государственного или муниципального задания. Кроме того, выступая как социально ориентированное некоммерческое учреждение, бюджетная организация культуры имеет право сверх установленного государственного, муниципального задания выполнять не только работы и оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, но и осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными для достижения его целевых установок, указанных в учредительных документах.

Список использованной литературы

1. Иванова И.В., Кроливецкий Э.Н. Стратегический анализ внешней и внутренней сред субъектов хозяйствования // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 415–418.
2. Неретин О.П. Формирование механизма взаимодействия и моделирования процесса стратегического влияния групп поддержки социально-экономического развития учреждений культуры: монография. СПб.: Студия «НП-Принт», 2012.
3. Панарин А.А. Управление экономическими и инновационными изменениями в деятельности учреждений профессионального образования: теоретические и концептуальные положения: монография. СПб.: Студия «НП-Принт», 2013.
4. Смирнов В.Л. Теоретические аспекты конкуренции, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 480–486.

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2