Анализ динамики развития сферы услуг Российской Федерации в кризисных и посткризисных условиях

Analysis of Dynamics of Development of Service Sphere in Russian Federation under Crisis and Post-Crisis Conditions



И.Ю. Благова
В.Ф. Гришков
I.Yu. Blagova
V.F. Grishkov
iem@gukit.ru
iem@gukit.ru
доцент кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», кандидат экономических наук
аспирант кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
senior lecturer at the Department of Producing and Management in the Social and Cultural Sphere, “Saint-Petersburg State University of Cinema and Television”, PhD in Economics
candidate for PhD, the Department of Producing and Management in Social and Cultural Sphere, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • сфера услуг
  • анализ
  • валовая добавленная стоимость
  • показатели развития
  • регион
  • Keywords:

  • service sphere
  • analysis
  • gross added value
  • development indicators
  • region
  • Рассмотрены основные показатели, характеризующие развитие отраслей сферы услуг, дана оценка их динамики и направленности, выявлены региональные особенности развития сферы услуг.

    We consider the key indicators characterizing the development of service sphere, assess their dynamics and orientation and reveal regional characteristics of service sphere development.

    Обзор статьи

    Роль и значимость сферы услуг в отраслевой структуре стран с рыночной экономикой изменяется с ходом развития мировой экономической истории. Эмпирические данные свидетельствуют, что по мере того как страны становятся богаче, доля сферы услуг в ВВП начинает быстро расти, что свидетельствует о переходе экономики страны к фазе постиндустриального роста [2].
    Данные, представленные в табл. 1, позволяют сделать вывод, что экономика Российской Федерации вступила в фазу постиндустриального развития еще 10 лет назад, но продвигается в этом направлении достаточно медленно. За истекшее десятилетие доля вклада сферы услуг в валовую добавленную стоимость (ВДС) практически не изменилась и составила в 2014 г. 60,2% (в 2004 г. – 58%) [3].
    Более детальный анализ структуры валовой добавленной стоимости за период 2004-2014 гг. показывает, что при четырехкратном увеличении общего объема валовой добавленной стоимости рост по отдельным отраслевым составляющим сферы услуг был более динамичным. Так, вклад сферы финансовых услуг в национальную экономику за анализируемый период увеличился в 6,9 раза, здравоохранения – в 5,4 раза, операций с недвижимостью и арендой – в 5,3 раза. При этом процентное соотношение вклада каждой отрасли в общую структуру валовой добавленной стоимости за период 2004–2014 гг. сохраняло относительную стабильность. Наиболее резкая динамика отмечается у финансовых услуг (рост на 2,2%), а также отмечается отрицательная динамика по сфере торговли – сокращение на 3% [3].
    Проведенный нами анализ динамики изменения объемов выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг предприятий показал, что за последние три года выручка российских предприятий генерируется именно в сфере услуг. Закономерным лидером по этому показателю является сфера оптовой и розничной торговли – за указанный период в данном секторе формировалось от 73,7 до 84,6% всей выручки по российским предприятиям. При этом за указанный период в остальных отраслях сферы услуг ровно наполовину (в связи – в 0,6) выручка сократилась (табл. 2).

    Список использованной литературы

    1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер.с англ. М.: Начала, 1997. 190 с.
    2. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2006. 127 с.
    3. Российский статистический ежегодник–2014: стат. сб. / Росстат. М., 2014. 693 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2