Влияние макроэкономических показателей на развитие рынка предметов искусства

Influence of Macroeconomic Indicators on Development of Market of Pieces of Art



В.Г. Антонова
V.G. Antonova
viki-ant@rambler.ru
старший преподаватель кафедры экономики кино и телевидения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
senior lecturer, the Department of Economics of Cinema and Television, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • рынок предметов искусства
  • стохастический анализ
  • макроэкономические показатели
  • факторный анализ
  • регрессионная модель
  • Keywords:

  • market of pieces of art
  • stochastic analysis
  • macroeconomic indicators
  • factor analysis
  • regression model
  • Исследуется влияние макроэкономических показателей состояния национальной экономики, таких как ВВП, среднедушевой доход населения и инфляция, на развитие рынка предметов искусства. Проводится факторный анализ влияния макроэкономических показателей на объем рынка предметов искусства с помощью построения регрессионной модели. Автором разработана многофакторная экономико-математическая модель развития отечественного рынка предметов искусства, основанная на изменениях макроэкономических показателей национальной экономики.

    We research the influence of such macroeconomic indicators of national economy condition as GDP, income per capita and inflation on the development of the market of pieces of art. We carry out factor analysis of the influence of macroeconomic indicators on the volume of the market of pieces of art using a regression model. We created a multifactor economic and mathematical model of development of the domestic market of pieces of art based on changes of macroeconomic indicators of national economy.

    Обзор статьи

    Рынок предметов искусства является одним из альтернативных методов инвестирования. Это система вложения денежных средств, торговли, оценки и распространения предметов искусства. Рассматриваемый рынок характеризуется относительной стабильностью по сравнению с рынком ценных бумаг в следствие независимости цен на предметы искусства от социально-экономических и политических факторов, а также в связи с высокой доходностью данного вида активов.
    Функционирование любой социально-экономической системы происходит в условиях сложного взаимодействия комплекса внутренних и внешних факторов. Фактор – это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей [1].
    Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная.
    Для анализа рынка предметов искусства мы выбираем стохастический анализ. Форма зависимости в данном случае линейная, прямая, динамическая и перспективная.
    Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем, в отличие от функциональной, является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель.
    Построение стохастической модели проводится в несколько этапов [1]:
    1. Качественный анализ (постановка цели анализа, определение совокупности, определение результативных и факторных признаков, выбор периода, за который проводится анализ, выбор метода анализа).
    2. Предварительный анализ моделируемой совокупности (проверка однородности совокупности, исключение аномальных наблюдений, уточнение необходимого объема выборки, установление законов распределения изучаемых показателей).
    3. Построение стохастической (регрессионной) модели (уточнение перечня факторов, расчет оценок параметров уравнения регрессии, перебор конкурирующих вариантов моделей).
    4. Оценка адекватности модели (проверка статистической существенности уравнения в целом и его отдельных параметров, проверка соответствия формальных свойств оценок задачам исследования).
    5. Экономическая интерпретация и практическое использование модели (определение пространственно-временной устойчивости построенной зависимости, оценка практических свойств модели).

    Список использованной литературы

    1. Орлова И.В., Половников В.А. Экономико-математические методы и модели. 2-е изд., испр. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. 366 с.
    2. Министерство экономического развития РФ: [сайт]. URL: http://www.economy.gov. ru/minec/main/
    3. Федеральная служба государственной статистики РФ: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2