Государственная поддержка предпринимательства в сфере строительства малоэтажного жилья

State Support of Entrepreneurship in Building Low-Rise Housing



А.А. Горбунов
О.В. Буянов
A.A. Gorbunov
O.V. Buyanov
gorbunov39@bk.ru
gorbunov39@bk.ru
вице-президент инновационно-образовательного консорциума «Смольный институт РАО», доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, Заслуженный строитель РФ, академик РАЕН
соискатель кандидатской степени по экономике АНО ВПО «Смольный институт РАО»
vice-president of innovation-educational consortium Smolny Institute of Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, professor, Honorary Figure of Russian Higher Education, Emeritus Builder of the Russian Federation, member of the Academy of Natural Sciences
candidate for PhD in Economics, Smolny Institute of Russian Academy of Education
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • малоэтажное жилье
  • строительство малоэтажного жилья
  • эффективность целевых программ
  • государственная поддержка предпринимательства
  • Keywords:

  • low-rise housing
  • building low-rise housing
  • efficiency of target programs
  • state support of entrepreneurship
  • Обоснована неэффективность мер государственной поддержки предпринимательства в сфере строительства малоэтажного жилья. Авторами проанализирована подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище». Доказана необходимость качественной оценки эффективности и результативности данной подпрограммы в ходе ее разработки и утверждения.

    We substantiate the inefficiency of the measures of state support in building low-rise housing. We analyze the sub-program “Stimulation of Programs of Housing Development in the Subjects of the Russian Federation” of the federal target program “Dwelling”. The need to provide high-quality assessment of efficiency and effectiveness of the sub-program in question at the stages of its development and approval is proved.

    Обзор статьи

    Под малоэтажным жильем мы понимаем многоквартирные дома, таунхаусы, дуплексы и коттеджи, высота которых не превышает 2-3 этажа. В указанных домах отсутствуют лифты и центральный мусоропровод. Существует три вида малоэтажных домов:
    - индивидуальные постройки от одного до трех этажей (коттеджи, усадьбы). У них, как правило, есть участок земли, который может и превышать площадь застройки;
    - таунхаусы – дома с небольшим участком земли на двух-трех хозяев;
    - многоквартирная малоэтажная застройка – многосекционные дома от трех до четырех этажей высотой [5].
    Следует отметить, что в настоящее время реализуется Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2011–2015 гг., основной целью которой является формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Кроме того, подготовлен проект программы «Жилище» на 2015–2020 гг. Однако в указанной программе отсутствует отдельная подпрограмма, направленная на развитие строительства малоэтажного жилья .
    Вместе с тем в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» имеется упоминание о малоэтажном строи¬тельстве в числе основных мероприятий подпрограммы: «развитие строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов» [1]. Тем не менее конкретно, какой объем средств выделяется на стимулирование малоэтажного строительства, какие механизмы будут задействованы для реализации данного направления, каким образом будет оказываться поддержка населению, не указывается. В официальных источниках [2] мы можем увидеть только объем финансирования подпрограммы по годам в разрезе федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (рис. 1). Причем итоговая сумма финансирования как по федеральному бюджету, так и по бюджетам субъектов РФ формируется из единственной строки «прочие нужды». Что конкретно включается в «прочие нужды», остается загадкой. При этом направления «НИОКР» и «капитальные вложения» остаются пустыми.

    Список использованной литературы

    1. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 гг. URL: http://www.fcpdom.ru/iпdex.php?option=com_content&view=article&id=168:ofitsialnyj-tekst-federalnoj-tselevoj-programmy-zhilishche-na-2011-2015-gody&catid=12&Itemid=275#sub_5000 (дата обращения: 26.08.15).
    2. Подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъек¬тов Российской Федерации» // Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральные целевые программы России. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/ Fcp/ViewFcp/View/2015/459/ (дата обращения: 27.08.15).
    3. Горбунов А.А. Развитие теории и практики организации взаимодействия властных и предпринимательских структур: монография / АНО ВПО «Смольный ин-т Российской акад. образования», каф. экономики и менеджмента им. Н.И. Пирогова. СПб., 2012.
    4. Ларионова Ю.В., Ларионов А.Н., Павлова С.А., Горшков Н.Г. Рынок доступной жилой недвижимости: вопросы государственного регулирования: монография / Современная гумани¬тарная академия; под ред. Ю.В. Ларионовой. М., 2013.
    5. Малоэтажное жилье // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 25.08.15).
    6. Райзберг Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой. М.: Лаборатория Книги, 2012. 332 с.
    7. Число семей, состоящих на учете на получение жилья // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/ jkh46-l.htm (дата обращения: 25.08.15).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2