Технологические этапы прогностического моделирования развития научно-технической и образовательной сфер национальной экономики

Technological Stages of Prognostic Modelling of Developing Scientific, Technical and Educational Spheres of National Economy



А.А. Панарин
A.A. Panarin
докторант ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения», кандидат экономических наук
candidate for Doctor’s Degree at St. Petersburg State University of Cinema and Television, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • прогностическое моделирование
  • программно-целевой метод прогнозирования
  • характеристики системы профессионального образования
  • научно-инновационное развитие
  • интеграция науки и образования

Keywords:

  • prognostic modelling
  • program-objective method of forecasting
  • characteristics of professional education system
  • scientific and innovation development
  • integration of science and education

Рассматривается технология системного анализа влияния факторов макро- и микросред на объект прогнозирования развития научно-технической и образовательной сфер национальной экономики.

We look at the technology of system analysis of the influence of factors of macro- and microenvironment on the object of forecasting the development of scientific, technical and educational spheres of national economy.

Обзор статьи

Одним из методов прогностического моделирования долгосрочного развития научно-технической и образовательной сфер национальной экономики, используемым в программно-целевом планировании, выступает технология всестороннего анализа влияния факторов внешней и внутренней сред на объект прогнозирования и долгосрочного планирования в ретроспективном и текущем периодах времени. В рамках данной технологии, по нашему мнению, следует использовать принцип репрезентативности статистических характеристик об экономическом, научно-технологическом, социальном состоянии исследуемых отраслевых, региональных и локальных составляющих той или иной (производственной, социальной) сфер народного хозяйства. Затем следует четко сформулировать прогнозные положения экспертов о вероятных тенденциях развития объекта (сферы, отрасли, комплекса, корпоративного хозяйствующего субъекта) программно-целевого долгосрочного планирования.
Так, например, обоснование целевой направленности в достижении прогнозируемых и планируемых основных экономических, инновационных и социальных количественных и качественных характеристик государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» сопровождается анализом ретроспективного и текущего функционирования научно-технологической сферы национальной экономики. При этом технологическая последовательность представления материалов и результатов анализа состояния научно-технологического объекта прогностического моделирования включает: уточнение приоритетов и направлений развития сферы науки и технологий; финансовое обеспечение; раскрытие институциональной структуры и организации отрасли (сектора науки и технологий); материально-технический уровень оснащенности научных организаций; наблюдаемые тенденции, влияющие на процессы в сфере науки и технологий; изложение возможных рисков управления ими [1].
Завершающим технологическим этапом прогностического моделирования процесса долгосрочного развития научно-технической сферы национальной экономики в рамках обоснованности выполнения комплексной целевой программы «Развитие науки и технологий» выступают экспертная оценка прогноза долгосрочного развития научно-технологической сферы народного хозяйства и на этой основе делаются выводы об ориентирах планируемых макроэкономических показателей по итогам выполнения данной комплексной научно-технологической программы [1]. При этом прогнозные оценки долгосрочного развития сферы науки и технологий на период 2014–2020 годов включают экспертные предположения об относительных величинах ежегодных темпов изменений: внутренних затрат на научные исследования и разработки в сфере высшего образования и народного хозяйства; численности работников, выполняющих научные исследования и разработки; возрастной структуры научных работников; эффективности ресурсного обеспечения науки, ее конкурентоспособности; уровня изобретательской деятельности.

Список использованной литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 301). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Кроливецкий Э.Н. Перспективное планирование экономических результатов и эффективности функционирования отраслевой составляющей сферы услуг // Петербургский экономический журнал. 2013. № 2(2). С. 46–50.
4. Лукин Г.И. Концепция создания инновационной среды для активизации развития научного потенциала вуза // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2013. № 3. С. 78–81.
5. Российский статистический ежегодник–2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013.

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2