Приоритетные направления совершенствования процессного управления оказанием медицинских услуг в учреждениях здравоохранения Российской Федерации

Priorities of Improving Process Management of Providing Medical Services in Healthcare Institutions of Russian Federation



М.В. Сигова
О.М. Куликова
А.А. Бобошко
M.V. Sigova
O.M. Kulikova
A.A. Boboshko
ibispb@ibispb.ru
aaaaa11@rambler.ru
dekanat205@yandex.ru
ректор АНО ВПО «Международный банковский институт», доктор экономических наук, доцент
доцент кафедры управления качеством и производственными системами, ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия», кандидат экономических наук, доцент
аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Rector of International Banking Institute, Doctor of Economics, associate professor
senior lecturer at the Department of Quality and Production Systems Management, The Siberian Automobile and Highway Academy, PhD in Economics, associate professor
candidate for PhD at the Department of Economics and Management in Service Sphere, St. Petersburg University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Омск
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Omsk
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экономика здравоохранения
  • совершенствование процессов оказания медицинских услуг
  • когнитивный анализ
  • метод анализа иерархий
  • Keywords:

  • economy of healthcare
  • improving processes of providing medical services
  • cognitive analysis
  • method of hierarchy analysis
  • Проанализированы современные проблемы здравоохранения Российской Федерации, обоснована актуальность оптимизации деятельности медицинских учреждений и определены приоритетные направления совершенствования процессного управления оказанием медицинских услуг. С применением метода анализа иерархий выявлено, что качество и доступность медицинского обслуживания населения в значительной степени зависят от эффективности стратегического и оперативного управления процессами оказания медицинских услуг в учреждениях здравоохранения РФ и внедрения в них инновационных технологий.

    We analyze current problems of healthcare in the Russian Federation. The importance of optimization of medical institutions is proved and priorities of improving the process management of providing medical services are determined. The application of the method of hierarchy analysis resulted in the conclusion that the quality and availability of medical service mainly depend on the effectiveness of strategic and operational management of providing medical services in healthcare institutions of the Russian Federation and implementing there innovation technologies.

    Обзор статьи

    По результатам опросов, проведенных ВЦИОМ, только 46% населения РФ в случае возникновения заболевания, обострения хронической патологии обращаются за медицинской помощью в государственные учреждения здравоохранения, 8% – в частные клиники, остальные предпочитают лечиться самостоятельно, используя советы друзей, коллег, информацию, найденную в сети Интернет, приобретая лекарственные средства в аптеках или используя «народные средства» [4]. В качестве причин необращения в медицинские учреждения респонденты называют неудобный график работы, отсутствие квалифицированных специалистов или непрофессионализм врачей, отсутствие необходимого оборудования, высокие цены на медикаменты [4].
    Неудовлетворенность медицинским обслуживанием и необращение к врачам ведет к повышению уровня заболеваемости населения и, следовательно, к увеличению количества пациентов, имеющих хронические формы болезней, инвалидность. Это актуализирует вопросы реформирования отечественного здравоохранения, повышения качества и доступности медицинских услуг.
    Одним из главных этапов реформирования отечественного здравоохранения является разработка приоритетных направлений совершенствования процессного управления оказанием медицинских услуг населению на основе выявления и анализа проблем оказания медицинской помощи [8].
    Для решения поставленной задачи в статье построена иерархическая модель выбора приоритетных направлений совершенствования процессного управления оказанием медицинских услуг в учреждениях здравоохранения РФ, в основе которой лежит конечное множество взаимосвязанных между собой проблем основных и вспомогательных процессов, реализуемых в отечественном здравоохранении, и альтернатив – вариантов решения данных проблем.

    Список использованной литературы

    1. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294 // Портал государственных программ Российской Федерации. URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/1 (дата обращения: 05.03.2015).
    2. Бравве Ю.И., Мураховский А.Г., Бабенко А.И. Социально-гигиеническая оценка реализации медицинских технологий в многопрофильном стационаре // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2012. № 2. С. 8–10.
    3. Вольникова С.Г. Совершенствование методических подходов в современных моделях мониторинга процессов оказания медицинских услуг // Вопросы региональной экономики. 2015. № 2. Т. 23. С. 157–164.
    4. ВЦИОМ: За платной медицинской помощью обращаются только 8% россиян // Агентство бизнес-новостей: [сайт]. URL: http://abnews.ru/2015/04/28/vciom-za-platnoj-medicinskoj-pomoshhyu-obrashhayutsya-tolko-8-rossiyan/ (дата обращения: 22.02.2015).
    5. Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2002. 328 с.
    6. Голухов Г.Н., Черепанова Е.С. Принципы управления развитием медико-производственного комплекса. Правила применения системного подхода к управлению развитием МПК // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2011. № 1. С. 54–57.
    7. Захаров И.А., Новокрещенова И.Г. Проблемы реформирования здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2003. № 5. С. 65–67.
    8. Куликова О.М. Процессный менеджмент: разработка управленческих решений с применением методов эконометрии и теории опционов // Математические структуры и моделирование. 2014. № 3(31). С. 109–120.
    9. Любошенко Т.М. Куликова О.М. Вторичные иммунодефициты. Заболеваемость населения РФ. Мюнхен: LAP LAMBERT, 2014. 68 с.
    10. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В., Аранович Л.М. Технологии обеспечения лечебно-диагностического процесса медицинскими изделиями // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 12. С. 1384–1388.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2