Алгоритм формирования системы организационного обучения в компаниях сферы консалтинговых услуг

Algorithm for Creating Organizational Learning System in Consulting Companies



А.В. Верховцева
А.Е. Журавлев
A.V. Verkhovtseva
A.E. Zhuravlev
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
декан факультета очного и очно-заочного обучения АНО ВПО «Международный банковский институт»
аспирант кафедры финансов АНО ВПО «Международный банковский институт»
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • консалтинг
  • управление
  • сфера услуг
  • организационное обучение
  • развитие организационной культуры
  • Keywords:

  • consulting
  • management
  • service sphere
  • organizational learning
  • organizational culture development
  • Предложен алгоритм формирования системы организационного обучения в компаниях сферы консалтинговых услуг, содержащий пять основных этапов по созданию системы мотивации сотрудников к самообучению. Для каждого из выделенных этапов разработан набор мер по стимулированию сотрудников компании к участию в организационном обучении.

    We suggest an algorithm of forming an organizational learning system in consulting companies; the algorithm consists of five basic stages of creating a system to motivate employees to start self-education. A set of measures to encourage employees to participate in organizational learning is developed for every stage.

    Обзор статьи

    Концепция обучающейся организации все активнее входит в число наиболее перспективных методов управления в условиях инновационной экономики и используется в организациях сферы консалтинговых услуг. Формируя алгоритм моделирования стратегического управления в обучающейся организации сферы консалтинга, мы исходим из двух основных предпосылок:
    ● во-первых, услуги консалтинга имеют отличительные особенности на рынке профессиональных услуг;
    ● во-вторых, непременным условием конкурентоспособности консалтинговой компании является ее способность к самообучению и, в первую очередь, к формированию технологического процесса, стимулирующего системное мышление всех сотрудников компании.
    Проводимый российскими и зарубежными исследователями анализ организационной культуры учитывает пять основных характеристик, последовательная и взаимосвязанная проработка которых позволяет выстроить эффективные мотивационные принципы управления [3]: авторитаризм («дистанция власти»); коллективизм; мужественность / женственность; снижение неопределенности (способность к адаптации); ориентация на долгосрочные цели.
    Каждая из указанных характеристик оказывает влияние на особенности процесса формирования обучающейся организации и оценивает различные стороны коллективной деятельности. Происходит взаимодействие каждой из пяти характеристик обучающейся организации с базовыми инструментами формирования организационного обучения (см. рисунок).
    Основываясь на данной методологии, можно предложить алгоритм формирования системы мотивации персонала, учитывающий выделенные параметры как базовые для повышения эффективности организационного обучения. В связи с этим рассмотрим условный пример применения разработанной нами методологии в консалтинговой компании, организация производственного процесса в которой осуществляется по проектному принципу. Предположим, что в компании существует два партнера, около десяти руководителей проектов и достаточно многочисленный штат консультантов. Основными клиентами компании являются организации крупного и среднего бизнеса. Компания специализируется в области постановки бюджетирования, управленческого учета, автоматизации данных функций, также компания присутствует на рынке консалтинга в области управления персонала и других аспектов управления. Компания может быть отнесена к сфере управленческого консалтинга, инвестиционного консалтинга, ИТ-консалтинга, логистического консалтинга, консалтинга в сфере управления персоналом [1].
    Предлагаемый алгоритм формирования системы организационного обучения в компаниях сферы консалтинговых услуг состоит из пяти этапов.

    Список использованной литературы

    1. Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии. СПб.: Питер, 2008.
    2. Румянцева З. Стратегические подходы консультационных фирм к управлению знаниями // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4.
    3. Сигова М.В. Формирование клиентоориентированной модели развития предприятий сферы услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 3. С. 185–188.
    4. Сигова М.В. Приоритеты развития российского рынка консалтинговых услуг в условиях информационной революции // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2008. № 4.
    5. Ткалич А.И. Консалтинговый сервис. М.: Альфа-пресс, 2007.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2