О концепции административных реформ в Федеративной Республике Германия

On Concept of Administrative Reforms in the Federal Republic of Germany



А.Б. Новиков
В.А. Новикова
A.B. Novikov
V.A. Novikova
заведующий кафедрой финансового и административного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор юридических наук, доцент
аспирант кафедры финансового и административного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • административная реформа
  • Правительства Федеративной Республики Германия
  • активизирующее государство
  • государственно-частное партнерство
  • электронное правительство
  • мониторинг применения законодательства
  • государственная калькуляция
  • контроллинг

Keywords:

  • administrative reform
  • program of the government of the Federal Republic of Germany
  • activating state
  • state-private partnership
  • e-government
  • monitoring of compliance with legislation
  • state calculation
  • controlling

Рассматриваются административные реформы в Федеративной Республике Германия на основе программы «Современное государство – современное управление» и ее главных проектов. Выявлены направления реформ и средства модернизации, методики проектного управления. Раскрывается понятие и признаки «активизирующего государства». Дана ха-рактеристика программных тезисов и мероприятий по реализации главных проектов.

We consider administrative reforms in the Federal Republic of Germany based on the program “Modern State – Modern Management” and its main projects. We determine the direction of the reforms and modernization means as well as project management methods. The concept and features of activating state are looked at. We offer a characteristic of policy thesis and events to carry out the key projects.

Обзор статьи

Модернизация отношений федерации и ее субъектов, построенная на конституционных принципах партнерства, является одной из приоритетных тенденций развития федеративных государств в настоящее время.
1 декабря 1999 г. Федеральное Правительство Федеративной Республики Германия одобрило программу «Современное государство – современное управление» (далее – Программа) [13]. При реализации этой про-граммы современное Правительство должно ориентироваться на создание «активизирующего государства» в отличие от традиционно-го государства, реализующего суверенное управление. Новая попытка реформирования была предпринята «сверху».
Тема концептуального реформирования государственного управления в ФРГ в российской научной литературе не нашла должного отражения. Однако взаимосвязь процессов административных реформ в ФРГ и Российской Федерации объективно существует уже на конституционном уровне [1] и требует административно-правовой характеристики.
Исследование модернизации государственного управления в ФРГ предусматривает выявление основных направлений реформ, освоение методики проектного управления на основе главных проектов Программы, анализ реализации ведущих проектов по каждому направлению реформирования государственного аппарата.
Общая характеристика Программы включает в качестве центрального элемента модель активизирующего государства. В связи с этим федеральное Правительство в коалиционном соглашении «Пробуждение и обновление – путь Германии в XXI век» определило модель активизирующего государства.
Методы модернизации государственного управления известны уже долгое время, одна-ко на федеральном уровне до сих пор не было сделано решающих шагов к проведению общих реформ.
Совместно с активным (гражданским) обществом требовалось достичь баланса между глобальным реформированием и чрез-мерной государственной интервенцией.
Были сформулированы программные тезисы.
Первый программный тезис «Новое распределение ответственности». Государство и управление должны по-новому определить свои задачи и свою ответственность в соответствии с изменившимися общественными условиями. Активизирующее государство должно взять под свой контроль общественную ответственность там, где это возможно. В обязанности государства входит защита свободы и безопасности граждан, осуществление их правовой защиты, финансовое управление. Наряду с этим существует большая сфера других обязанностей, ранее рассматриваемых как общественные задачи. Такие задачи не обязательно должны обеспечиваться государственными органами, но их выполнение должно быть всем гарантировано.
Модель активизирующего государства предусматривает разделение ответственности между государством и обществом.
Государство как ответственное лицо и производитель определенной общественной ценности, как модератор и активатор общественного развития не может и не должно все определять. Активизирующее государство означает содействие возможному самостоятельному регулированию общества и созданию для него свободных пространств. На передний план управления должно выходить взаимодействие государственного, полугосударственного и частного секторов для достижения общей цели. Это взаимодействие должно развиваться и разрабатываться на правовой основе: задачей является создание общих правовых условий для гражданской организации и партнерства.

Список использованной литературы

1. Новиков А.Б., Новикова В.А. Обоснование административных реформ в Основном законе Федеративной Республики Германии // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 4. С.120–125.
2. Anpassung der Personalstrukturen. URL: http://www.verwaltung-innovativ.de/cln_329/nn_ 1978474/DE/Regierungsprogramm/ personalstrukturen/personalstrukturen__node.html?__nnn=true (дата обращения: 30.04.2013)
3. Arbeitshilfe zur Gesetzesfolgenab- schätzung. URL: http://www.verwaltung-innovativ.de/cln_329/nn_685030/DE/Presse/ Artikel/ArtikelArchiv/2009/20090626__ arbeitshilfe__gesetztesfolgenabschaetzung.html (дата обращения: 23.04.2013)
4. Controlling. URL: http://olev.de/c/ controlling.htm (дата обращения: 30.04.2013)
5. Demografiesensible Personalpolitik. URL: http://www.verwaltung-innovativ.de/cln_ 329/nn_1978550/DE/Regierungsprogramm/ personalstrukturen/umsetzungsstand/ umsetzungsstand__node.html?__nnn=true (дата обращения: 12.03.2013)
6. E-Government. URL: http://www.bmi. bund.de/DE/Themen/IT-Netzpolitik/E-Government/e-government_node.html (дата обращения: 27.03.2013)
7. E-Government-Gesetz (EGovG). URL: http://www.verwaltung-innovativ.de/cln_329/nn_ 1978474/DE/Regierungsprogramm/e__gov/e__ gov__node.html?__nnn=true (дата обращения: 30.04.2013)
8. E-verwaltung. URL: http://www. verwaltung-innovativ.de/cln_329/nn_1978556/ DE/Regierungsprogramm/e__verwaltung/e__ verwaltung__node.html?__nnn= true (дата об-ращения: 21.03.2013)
9. Gesetzesfolgenabschätzung. URL: http://www.verwaltung-innovativ.de/cln_329/nn_ 684684/DE/Buerokratieabbau/ Gesetzesfolgenabschaetzung/ gesetzesfolgenabschaetzung__node.html?__nnn=true (дата обращения: 30.04.2013)
10. Kosten- und Leistungsrechnung (KLR). URL: http://olev.de/k/klr.htm (дата обращения 30.04.2013)
11. Leitfaden zur Gesetzesfolgenab-schätzung «Moderner Staat – Moderne Verwal-tung». Berlin. 2000. Juli.
12. Öffentlich-Private Partnerschaften. URL: http://www.verwaltung-innovativ.de/cln_329/nn_ 685142/DE/Organisation/Partnerschaften/ partnerschaften__node.html?__nnn=true (дата обращения: 30.04.2013)
13. Das Programm des Bundesregierung «Moderner Staat – Moderne Verwaltung». Berlin. 1999. Dezember.
14. Zuständigkeitslockerung – Bundes-regierung erweitert Entscheidungsfreiräume «Moderner Staat – Moderne Verwaltung». Berlin. 2001. Mai.

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2