Конкурентные стратегии развития организаций культуры

COMPETITIVE STRATEGIES OF DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONS OF CULTURE



П.А. Андреев
P.A. Andreyev
andreevpeter@yandex.ru
преподаватель кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
lecturer, the Department of Management of Economic and Social Processes, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • конкурентные стратеги
  • стратегии минимизации издержек
  • дифференциации
  • фокусирования
  • инновационных изменений
  • организации культуры
  • экономические результаты
  • конкурентоспособность услуг
  • Keywords:

  • competitive strategies
  • strategies of cost minimization
  • differentiation
  • focusing
  • innovation changes
  • organizations of culture
  • economic performance
  • competitiveness of services
  • Исследуются научные проблемы обеспечения конкурентоспособности организаций культуры, укрепления их конкурентного потенциала и повышения конкурентных преимуществ посредством разработки и реализации конкурентных стратегий в текущей деятельности и долгосрочном периоде развития.

    We consider scientific problems of ensuring the competitiveness of organizations of culture, strengthening their competitive potential and enhancing their competitive advantages by developing and implementing competitive strategies in current activities and long-term development.

    Обзор статьи

    Деловая стратегия развития организации культуры, решающая задачи реализации возможностей победить в конкурентной борьбе, расширения контингента потребителей услуг и сопутствующих им товаров, нейтрализации и противодействия негативным факторам внешней среды, включая меры конкурентной борьбы профессиональных участников рынка, отличается от конкурентной стратегии более широким диапазоном мер в достижении конкурентных преимуществ.
    Функциональное назначение конкурентной стратегии состоит в осуществлении таких организационно-экономических, инновационных, маркетинговых и иных действий, которые обеспечивают конкурентоспособность и рост конкурентного потенциала организации культуры, определяющего ее способность эффективно осуществлять свою деятельность на рынке соответствующих услуг.
    В целом конкурентная стратегия организации выступает оперативным и действенным инструментом в конкуренции с профессиональными участниками рынка (противниками, соперниками, конкурентами) [1]. Вместе с тем особенности долевого участия конкурентной стратегии в реализации деловой стратегии состоят в способах решения краткосрочных (текущих) задач руководителей организации культуры по удовлетворению потребителей услуг культуры; приведению предлагаемых услуг в соответствие с изменяющимися предпочтениями культуры; технологии ведения конкурентной борьбы на цивилизованной основе.
    Конкурентная стратегия, по нашему мнению, должна быть направлена на расширение состава услуг и рост численности потребителей, что достигается через повышение качественных параметров предоставляемых клиентам услуг культуры, которые вызывают у них желание многократного потребления данной услуги. При этом конкурентная стратегия организации культуры должна быть ориентирована на стабильность качества повторно оказываемой услуги, что повышает не только репутацию организации культуры, но и конкурентоспособность, основанную на росте доверия потребителей услуг культуры к художественно-творческим параметрам спектаклей и репертуара театра, выставкам музея, музыкальных концертов, кинозрелищных услуг, библиотечных чтений и книговыставок.
    Адаптация организации культуры к инновационным и экономическим изменениям состояния внешней среды и приведение в соответствие происходящих в этой связи изменений экономических результатов с объёмами располагаемых ресурсов, эффективностью их использования в условиях конкуренции на рынке услуг культуры делает необходимым для менеджмента решение задачи формирования состава конкурентных стратегий, ориентации каждой из них на поддержание соответствующего направления (инновационного, экономического, социального, финансово-инвестиционного).
    Поэтому в деятельности отдельных организаций культуры конкурентные стратегии в их общем составе могут быть несколько изменёнными в своей основной направленности действия с тем, чтобы обеспечить достижение поставленной цели в рамках технологии стратегического управления.
    Вместе с этим, состав конкурентных стратегий может иметь тенденцию к его изменению посредством введения в него новых стратегий в связи с неустойчивой конъюнктурой рынка, расширением состава конкурентных преимуществ, их усиления при повышении уровня конкуренции.
    Однако возможное разнообразие применения менеджментом конкурентных стратегий, их модифицированных вариантов не исключает их объединение в обобщённые классификации [4] с тем, чтобы конкурентные преимущества организации были закреплены и усилены на рынке, а успешное позиционирование приобрело бы постоянный и устойчивый характер.

    Список использованной литературы

    1. Воронцова М.Г. Современные технологии стратегического менеджмента в сфере культуры // Актуальные проблемы менеджмента: формирование эффективных систем и процессов стратегического управления: сб. научных трудов Международной конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013.
    2. Иванова И.В., Кроливецкий Э.Н. Стратегический анализ внешней и внутренней сред субъектов хозяйствования // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 415–418.
    3. Сажнева Л.П. Стратегия экономического роста отраслевых составляющих сферы услуг: монография. СПб.: Студия «НП-Принт», 2012.
    4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2