Особенности оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал в регионе

CHARACTERISTICS OF ASSESSING EFFICIENCY OF INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL IN REGIONS



Г.В. Грацинская
В.Ф. Пучков
G.V. Gratzinskaya
V.F. Puchkov
valeri-puchkov@yandex.ru
valeri-puchkov@yandex.ru
профессор кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук
доцент кафедры информационных технологий и высшей математики, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат технических наук
professor, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics
senior lecturer, the Department of IT and Higher Mathematics, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Engineering
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • физический капитал
  • человеческий капитал
  • эффективность инвестиций
  • оценка величины человеческого капитала
  • оценка качества системы образования
  • Keywords:

  • physical capital
  • human capital
  • efficiency of investment
  • evaluation of human capital
  • assessment of educational system quality
  • Рассматривается использование математической модели взаимосвязи валового внутреннего продукта и величины, используемых физического и человеческого капитала для оценки эффективности инвестиций в данные виды капитала. Приводятся формулы для оценки величины человеческого капитала в регионе. Исследуются подходы к оценке качества человеческого капитала через эффективность системы образования и пути управления качеством подготовки специалистов.

    We consider the use of the mathematical model of the correlation between the gross domestic product and the value of physical and human capital to assess the efficiency of investment in the types of capital in question. We offer formulae to evaluate the human capital in a region. Approaches to assessing the quality of human capital via the effectiveness of educational system and ways to manage the quality of training specialists are researched.

    Обзор статьи

    Современный этап развития экономики России характеризуется повышением требований к эффективности производства товаров и услуг, их качеству. Выполнение этих требований возможно только путем широкого использования инновационных достижений. Создание инновационных технологий, товаров, услуг предполагает наличие в стране эффективного физического и человеческого капитала. При этом основной движущей силой развития нового современного общества в XXI веке становится не просто человеческий капитал наряду с физическим капиталом, а интеллектуальный капитал, который является более востребованным. Такой интеллектуальный капитал целесообразно называть «эффективным человеческим капиталом», уровень и качество которого определяет конкурентоспособность как отдельных компаний, так и государства в целом.
    Таким образом, современный уровень развития экономики требует от работников профессионализма, творческого отношения к обязанностям и инициативности в сочетании с общей культурой. Иными словами, каждый человек должен стремиться к непрерывному развитию своих знаний и самосовершенствованию. В то же время работодателю целесообразно находиться в социальном партнерстве с работником и создавать комфортные психофизиологические условия для его эффективной деятельности.
    Для количественной оценки экономической эффективности совместного функционирования физического и человеческого капитала необходимо использовать отношение прироста валового внутреннего продукта страны (ВВП) к приросту соответствующих инвестиций в человеческий и физический капитал, вызвавших этот прирост [1; 2; 4]. При этом фактический прирост ВВП может быть вызван различными факторами. Однако главное изменение ВВП происходит за счет воздействия инвестиций в человеческий и физический капитал. Для оценки эффективности этих инвестиций используем математическое моделирование.
    Выбор типа математической модели изучаемого социально экономического явления является первым этапом при ее построении. В тех случаях, когда основными факторами, влияющими на величину ВВП, являются человеческий и физический капитал, модель можно представить в виде уравнения [4]:
    Для нахождения параметров уравнений регрессии используются значения факторных и результативных показателей, предоставляемых Госкомстатом России. Затем находятся параметры двух построенных моделей. Определяемые расчетные параметры, характеризующие уравнения регрессии (3), (4), дают достаточно полное представление об эффективности инвестиций в физический и человеческий капитал [4].
    Объективная оценка инвестиций и управление ими требуют учёта совокупного влияния физического и человеческого капитала. Это вызывается тем, что человеческий и физический капитал постоянно взаимодействуют друг с другом и определяют развитие социально-экономических процессов в Российской Федерации.
    Человеческий капитал и физический капитал тесно взаимосвязаны друг с другом. Их количество и свойства должны соответствовать друг другу. Однако до настоящего времени единых установившихся подходов к принципам оценки величины и качества человеческого капитала до конца не выработаны. Это определяет необходимость поиска новых подходов к решению данной проблемы.
    Для количественного определения величины человеческого капитала будем учитывать, что она характеризует способность человека к общественно полезному труду. Величина и качество человеческого капитала зависит от многих условий, в том числе от психофизиологических характеристик индивидуума, образованности и профессиональной подготовки, чувства социальной защищенности, информированности и ряда других условий.
    Соответственно для увеличения (поддержания на заданном уровне) величины и качества человеческого капитала в обществе государство, фирмы и индивидуумы должны осуществлять затраты, которые можно относить к инвестициям в человеческий капитал. К таким инвестициям фактически относятся затраты на охрану здоровья, образование, социальное обеспечение, воспитание детей, развитие культуры, экологию и др. При этом необходимо учитывать не только
    «прямые затраты», обеспечивающие функционирование данных систем, но и затраты на создание и поддержание инфраструктуры этих систем.
    Однако из вышеперечисленных составляющих именно образованность является не единственной, но одной из основных характеристик человеческого капитала. Образование – это процесс воспитания и обучения гражданина, направленный на получение установленного государством образовательного уровня, удостоверяемого соответствующим документом.
    По другим инвестициям, направленным на формирование человеческого капитала, не ведется количественного учета в привязке к конкретному человеку или группе людей. Поэтому фактически они распределяются равномерно среди всех групп населения. Количественно эти затраты в первом приближении можно разделить на уровне субъектов Российской Федерации, а часть из них на уровне муниципальных образований.

    Список использованной литературы

    1. Грацинская Г.В., Пучков В.Ф. Оценка сравнительной благоприятности условий для создания человеческого капитала в регионах // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2014. № 1. С. 96–98.
    2. Грацинская Г.В., Пучков В.Ф. Региональные особенности целенаправленного формирования человеческого капитала // Журнал правовых и экономических исследований, 2014. № 1. С. 177–181.
    3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. 3-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014. 624 с.
    4. Пучков В.Ф., Грацинская Г.В. Разработка и применение математических моделей для решения задач управления экономическими системами: монография. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2015. 416 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2