Государственная политика развития рынка информационных услуг

STATE POLICY OF DEVELOPING INFORMATION SERVICES MARKET



О.Д. Дербина
O.D. Derbina
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры экономики и менеджмента ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
candidate for PhD, the Department of Economics and Management, St. Petersburg Institute of Foreign Economic Relations, Economics and Law
. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • информационные услуги
  • рынок информационных услуг
  • информационное общество
  • информационные технологии
  • государственная политика
  • Keywords:

  • information services
  • market of information services
  • information society
  • information technology
  • state policy
  • Проводится анализ стратегии государственной информационной политики в России, ее целей и принципов. Приводятся факторы обеспечения развития информационного общества и действенного правового поля в этой области.

    We carry out the analysis of the strategy of state information policy in Russia, its aims and principles. Factors securing the development of information society and efficient legal framework regulating the sphere in question are described.

    Обзор статьи

    Интенсивное использование информационных технологий, характерное для современных условий хозяйствования, привело к необходимости развития информационного общества [3]. При этом следует учитывать, что необходимость уточнения роли государства в повышении эффективности информационной деятельности возникла после проведения Всемирного саммита по информационному обществу, который проходил в 2003 году в Женеве, а в 2005 году – в Тунисе [5]. Результатом проведенных мероприятий стала разработка стратегии государственной информационной политики в России с определением целей и принципов ее реализации. При этом было уточнено, что развитие информационного общества должно быть подчинено интересам граждан, что становится возможным за счет активизации усилий как органов власти, так и бизнеса и гражданского сообщества. Возникающие между ними взаимодействия должны были быть основаны на партнерских отношениях. Важная роль в данном взаимодействии возлагалась на создателей и распространителей информации, свобода деятельности которых должна была быть гарантирована государством при реализации им действенной информационной политики.
    Среди основных целей информационной политики государства следует выделить следующие:
    - формирование открытого правового информационного общества;
    - раскрытие имеющегося потенциала информации;
    - укрепление единого информационного пространства страны;
    - информационная интеграция регионов [5].
    Принципы государственной информационной политики сводятся к следующим:
    - проникновение информатизации во все сферы деятельности;
    - рост уровня информационной безопасности;
    - формирование благоприятной информационной среды;
    - дифференциация форм распространения информации;
    - расширение потенциала информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие информационной среды;
    - вовлечение России в мировое информационное пространство.
    Согласно Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года [1] основной предпосылкой создания в стране электронного правительства рассматривалась возможность использования ИКТ как во всех отраслях и сферах деятельности, так и при налаживании взаимодействия между органами госвласти.
    Также Концепцией предусматривалось решение ряда задач по следующим направлениям:
    - сокращение «электронного отрыва» России от развитых стран;
    - повышение уровня компьютерной грамотности населения страны;
    - развитие электронного бизнеса;
    - широкое применение ИКТ во всех секторах рынка [1].
    В качестве основных целей формирования электронного правительства в России можно выделить:
    - обеспечение доступа к госуслугам в электронном виде для граждан;
    - рост качества обслуживания граждан;
    - внедрение единых стандартов обслуживания;
    - рост качества управления;
    - информационная безопасность.
    В этой связи основными приоритетами формирования электронного правительства в стране становятся развитие систем обеспечения удаленного доступа к информации, предоставление госуслуг с использованием современных ИКТ. Для реализации указанных приоритетов требуется применение таких средств, как:
    - формирование информационной инфраструктуры;
    - организация ведомственных центров обработки обращений;
    - формирование единой службы поддержки;
    - создание актуальной нормативно-правовой базы [1].

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 219) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Глобальное информационное общество // Мастерская своего дела: [сайт]. URL: http://msd.com.ua/internet-v-sisteme-mirovyx-informacionnyx-processov/globalnoe-informacionnoe-obshhestvo/ (дата обращения: 06.01.2016).
    4. Измерение информационного общества. Отчет за 2014 год // Международный союз электросвязи: [сайт]. URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/ind/D-IND-ICTOI-2014-SUM-PDF-R.pdf (дата обращения: 06.01.2016).
    5. Коротков А., Кристальный Б., Курносов И. О стратегии государственной информационной политики России в условиях развития информационного общества // Российская ассоциация электронных библиотек: [сайт]. URL: http://www.aselibrary.ru/press_center/journal/irr/2006/number_4/number_4_1/number_4_1465/ (дата обращения: 06.01.2016).
    6. Приоритетные направления развития ИКТ в госорганах // TAdviser: портал выбора технологий и поставщиков. URL: http://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 06.01.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2