основы моделирования системы управления качеством профессионального образования в регионе

BASICS OF MODELLING REGIONAL SYSTEM OF MANAGING QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION



В.П. Панасюк
V.P. Panasyuk
проректор по научно-методической деятельности ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», доктор педагогических наук, профессор
vice-rector for Science and Teaching, Leningrad Regional Institute of Development of Education, Doctor of Pedagogics, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • профессиональное образование
  • управление качеством
  • моделирование системы управления
  • принципы управления качеством
  • подпроцессы управления качеством

Keywords:

  • professional education
  • quality management
  • modelling of management system
  • principles of quality management
  • subprocesses of quality management

Обоснованы принципы моделирования региональной системы управления качеством профессионального образования. Описаны концептуальные идеи и положения данного процесса. Введено понятие «подпроцесса управления качеством», определен состав подпроцессов системы управления качеством профессионального образования на региональном уровне.

We substantiate the principles of modelling the regional system of managing the quality of professional education. The essence and provisions of the process in question are described. We introduce the concept of “subprocess of quality management” and determine the contents of subprocesses of the system of managing the quality of professional education at regional level.

Обзор статьи

Если исследовать возможности моделирования системы управления качеством профессионального образования, можно отметить, что она де-факто существует в том или ином виде в любом регионе и выполняет с той или иной степенью эффективности стоящие перед ней задачи. Вместе с тем, новые реалии, вызовы, изменение нормативной правовой базы федерального и регионального уровня требуют ее дальнейшего развития, совершенствования [1; 2; 3; 4; 8]. Исходными при осуществлении такого моделирования могут быть приняты следующие базовые ценности, положения, принципы и установки:
1) Принцип внешне-внутреннего системно-социального качества образования. Данный принцип ориентирует при рассмотрении качества профессионального образования на два его ключевых аспекта. Первый аспект связан с выделением тех свойств, которые имеют место, являются важными с точки зрения самой системы профессионального образования, с точки зрения тех, кто работает в данной системе. Второй аспект определяется позицией, оценками, предпочтениями тех, кто находится вне системы профессионального образования, является по отношению к ней либо заказчиком, либо партнером, либо потребителем. Внешнее системно-социальное качество профессионального образования определяется, прежде всего, тем, насколько оно, как социальная система, определенная отрасль нематериального производства, служит целям и интересам граждан, общества, производства.
Сообразно выделению внутреннего и внешнего системно-социального качества профессионального образования дифференцируются показатели и подбираются средства для его оценки. В первом и во втором случае также имеют место различные факторы, определяющие качество, влияющие на качество профессионального образования, в том числе на его результирующие характеристики (так называемые интеросистемные и экстеросистемные факторы).
Примером экстеросистемных факторов могут быть: фактор востребованности выпускников; фактор участия работодателей в разработке и реализации профессиональных основных образовательных программ и т.п. Вариантом интеросистемных факторов может быть, например, такой перечень: совершенство основных профессиональных образовательных программ, инновационность средств, форм, технологий обучения и т.п.
2) Принцип государственно-общественного характера управления качеством профессионального образования. Данный принцип вытекает из общей логики демократизации всей социальной жизни, социальных институтов. С учетом общих тенденций демократизации управления в социальной сфере, внедрения механизмов государственно-общественного управления образованием, частно-государственного партнерства в сфере профессионального образования в отношении управления качеством могут и должны применяться следующие модели, механизмы, подходы и процедуры, в том числе прямо предусмотренные нормативными правовыми актами различного уровня:
- профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ;
- независимая оценка качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- участие профессионально-общественных объединений в обсуждении региональной политики в области качества профессионального образования и т.д.
Можно полагать, что по мере развития региональных систем управления качеством профессионального образования будут появляться новые процедуры и структуры, реализующие функции оценки, аудита, экспертизы качества (в том числе формируемых по инициативе профессионального сообщества, научно-педагоги-ческой общественности), будут усиливаться партисипативные начала в принятии управленческих решений, будут разрабатываться и применяться профессионально-общественные нормы и стандарты. Реальными примерами и демонстрацией этого может являться наделение Общественного совета при региональном органе управления образованием функцией осуществления независимой оценки качества деятельности образовательных организаций [8], утверждение одной из образовательных или научных организаций как уполномоченного органа такой оценки и т.п.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 21.10.2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 11.01.2016).
6. Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 11.01.2016).
7. Методические рекомендации Минобрнауки России по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 1 апреля 2015 года) // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 11.01.2016).
8. Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 29 января 2015 г. № 1 «Об Общественном совете при комитете общего и профессионального образования Ленинградской области» // Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области: [сайт]. URL: edu.lenobl.ru (дата обращения: 11.01.2016).
9. Распоряжение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 4 сентября 2013 г. №2073-р «О мероприятиях по формированию независимой системы оценки качества работы государственных и муниципальных образовательных организаций Ленинградской области» // Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области: [сайт]. URL: edu.lenobl.ru (дата обращения: 11.01.2016).
10. Яковлева М.И. Интегративная модель управления качеством образования на региональном уровне // Человек и образование. 2009. № 3.

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2