Миссия системы образования Ленинградской области заключается в создании условий для повышения качества жизни человека, в том числе его экономического, социального и психологического благополучия, для формирования личности, удовлетворенной жизнью и имеющей возможность дальнейшего совершенствования с учетом личностных социально-психологических особенностей.
В Ленинградской области система психолого-педагогического сопровождения ребенка рассматривается как важный инструмент достижения качества образования. Деятельность в системе образования выстраивается на основе средового подхода и реализуется в рамках государственной программы «Современное образование в Ленинградской области». Система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка включает работу со всеми обучающимися, в том числе с детьми с особыми образовательными потребностями.
В Ленинградской области создана многоуровневая и многопрофильная система психолого-педагогического сопровождения:
I. Первичный уровень: психолого-медико-педагогические консилиумы при образовательных учреждениях.
II. Муниципальный уровень: районные службы сопровождения: ППМС-центры, территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.
III. Областной уровень: ГКОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: «Ленинградский областной центр диагностики и консультирования», Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия.
Областной и муниципальный уровень психолого-медико-педагогического сопровождения Ленинградской области сегодня представлен 18 районными (по одной в каждом муниципальном районе и городском округе) и одной региональной психолого-медико-педагогической службой, что говорит о решении проблемы шаговой доступности в получении данной услуги.
Ленинградский областной центр диагностики и консультирования выполняет координирующую и организационную функцию по отношению к районным службам сопровождения.
На базе Ленинградского областного центра создана центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Ленинградской области. В 2015 году комиссия приняла участие в апробации новых примерных пакетов диагностических методик для обследования детей, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательной программы.
На муниципальном уровне реализуются вариативные модели сопровождения:
- психолого-педагогические и медико-социальные центры;
- школьные службы сопровождения;
- профориентационные центры;
- центры психолого-педагогического консультирования;
- территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.
Одним из важнейших звеньев системы сопровождения обучающихся в Ленинградской области являются психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.
За последние три года значительно возросло число специалистов служб сопровождения в общеобразовательных муниципальных организациях, в том числе педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов.
В целях создания условий для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование в области полностью сохраняется сеть специальных образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы.
Сеть представлена 24 государственными организациями, в том числе одним дошкольным учреждением, 22 учреждения работают в круглосуточном режиме.
В специальных учреждениях обучается 2728 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 795 детей, имеющих инвалидность.
С 2013 года Ленинградская область принимает участие в апробации специальных федеральных государственных общеобразовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с разными видами нарушений развития, массовое обучение по которым начнется с 1 сентября 2016 года.
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Интегрированно, в специальных классах общеобразовательных школ обучается 1865 детей с ограниченными возможностями здоровья, еще 2528 детей с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение инклюзивно в общеобразовательных классах cовместно с детьми, не имеющими нарушений развития.
В нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях Ленинградской области предусмотрены дополнительные нормативы на обучающихся с ОВЗ и на обучающихся с инвалидностью в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных организаций, а также обучающихся инклюзивно в общеобразовательных классах. Также в регионе предусмотрено дополнительное финансирование на организацию обучения детей-инвалидов со множественными дефектами развития в муниципальных общеобразовательных организациях в классах малой численности – до 5 человек, где предусмотрены ставки учителя, тьютера (помощника), психолога и учителя-логопеда.