Профессиональное сотрудничество как фактор повышения качества образования

PROFESSIONAL COOPERATION AS FACTOR OF IMPROVING QUALITY OF EDUCATION



В.И. Белов
З.В. Ехропова
Л.Д. Курбатова
V.I. Belov
Z.V. Ehropova
L.D. Kurbatova
профессор кафедры профессионального образования Ленинградского областного института развития образования, доктор педагогических наук
заместитель директора ГБОПУ ЛО «Техникум водного транспорта»
преподаватель ГБОПУ ЛО «Техникум водного транспорта»
professor, the Department of Professional Education, Leningrad Regional Institute of Education Development, Doctor of Pedagogics
deputy director, Water Transport College
teacher, Water Transport College
г. Санкт-Петербург
г. Шлиссельбург
г. Шлиссельбург
St. Petersburg
Shlisselburg
Shlisselburg

Ключевые слова:

  • трудовое и профессиональное воспитание
  • самоопределение
  • профессиональная ориентация
  • сотрудничество сторон
  • повышение эффективности образовательного процесса

Keywords:

  • labor and professional education
  • self-determination
  • professional orientation
  • cooperation of parties
  • increasing the effectiveness of educational process

В статье рассматриваются наиболее значимые результаты деятельности «Школы профессионального воспитания», созданной при Ленинградском областном институте развития образования (ЛОИРО). Также проанализированы итоги взаимодействия факультета профессионального образования ФПО ЛОИРО с образовательными организациями Ленинградской области (на примере Шлиссельбургского техникума водного транспорта).

We consider the most significant results of the School of Professional Education working under Leningrad Regional Institute of Education Development. We also analyze the results of the cooperation of the Faculty of Vocational Education of Leningrad Regional Institute of Education Development with educational institutions of Leningrad region (by the example of Shlisselburg Water Transport College).

Обзор статьи

Стратегической целью развития профессионального образования является переориентация его на наиболее полное удовлетворение потребностей экономики в квалифицированных профессиональных кадрах, создание механизма согласования указанных потребностей с участием всех социальных партнеров, модернизация организационно-экономического механизма производства, обеспечение устойчивости профессионального образования в долгосрочной перспективе.
В 2016 году был принят областной Закон «О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года» № 76-ОЗ от 08.08.2016 г.
По этому закону сфера профессионального образования является одним из основных источников, обеспечивающих экономику Ленинградской области квалифицированными кадрами. В связи с этим стратегической проектной инициативой предусмотрено развитие системы профессионального образования.
Целью проектной инициативы является обеспечение квалифицированными кадрами устойчивого развития экономики региона на основе непрерывного профессионального образования. Этот закон сыграл положительную роль для развития профессионального образования области, т.к. одной из задач проектной инициативы является обеспечение эффективного взаимодействия образовательных организаций и работодателей, развитие профориентации и популяризация рабочих профессий. Но, несмотря на многочисленный ряд исследований, сегодня проблемы трудового и профессионального воспитания, формирование и развитие профессиональной культуры остаются актуальными в связи с тем, что они связаны с быстро меняющейся ситуацией в обществе и на рынке труда.
В современной теории и практике профессионального образования определен ряд противоречий в его развитии между:
- требованием общества к уровню профессиональной культуры молодого работника, позволяющей ему успешно адаптироваться в новых социальных условиях рыночной экономики, и результатами профессионального воспитания в профессиональных образовательных учреждениях;
- свободой в политическом и духовно-культурном самоопределении, предоставленном рабочему и специалисту, и снижением степени их социальной защищенности, ужесточением условий трудоустройства;
- высококачественным, профессиональным спросом рынка труда и уровнем квалификации выпускников организаций профессионального образования;
- требованиями к уровню педагогического мастерства работников профессионального образования и его реальным качественным состоянием.
В решении этих противоречий, по нашему мнению, положительную роль могут сыграть профессиональные сообщества, как, например, «Школа профессионального воспитания», созданная при кафедре профессионального образования ЛОИРО.
Участниками «Школы» были руководители, преподаватели и сотрудники профессиональных образовательных учреждений и общеобразовательных школ, заместители директоров по воспитательной работе. «Школа профессионального воспитания» выполняла следующие функции:
1. Помощь в перманентном научном, научно-методическом росте слушателей.
2. Регулярное (не реже раза в год) проведение курсов повышения квалификации с учётом профессиональных запросов слушателей.
3. Ежемесячное проведение семинаров на основе профессиональных запросов; в качестве лекторов приглашались опытные педагоги и руководители, заместители директоров по УВР.
4. Проведение курсов и семинаров на базе лучших учебных заведений области, а также в аудиториях и лабораториях вузов СПб.
5. Посещение научных учреждений мирового масштаба (Пулковская обсерватория, ПИЯФ и др.), встречи и лекции учёных с мировым именем.
6. Формирование у слушателей навыков научно-публицистического творчества (написание научных статей, выступления на конференциях различного уровня и т.п.).
За время существования «Школы» было опубликовано более трехсот статей по проблемам образования, более десятка методических пособий и рекомендаций, научно-методических сборников.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что нашей стране требуются квалифицированные специалисты, поэтому вопросы, связанные с качеством их подготовки, являются как никогда актуальными.
В современных социально-экономических условиях реализация образовательно-воспитательного процесса невозможна без сотрудничества всех участников, заинтересованных в повышении эффективности этого процесса (Закон об образовании РФ).
Примером такого плодотворного сотрудничества является организованная кафедрой профессионального образования ЛОИРО и Шлиссельбургским техникумом водного транспорта опытно-экспериментальная работа по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации.
По мнению руководства и сотрудников техникума, огромную роль в оказании помощи по подготовке будущих специалистов ГБПОУ ЛО «Техникум водного транспорта» оказывает кафедра профессионального образования, которая постоянно проводит курсы повышения квалификации, направленные на развитие компетенций преподавателей, организует семинары и конференции, конкурсы и методическую поддержку.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Закон «О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года"» № 76-ОЗ от 08.08.2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Белов В.И. Профориентация и профессиональное самоопределение в воспитательном процессе / Профессиональное самоопределение обучающихся: современные аспекты. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2016. С. 9–13.
4. Белов В.И. Непрерывность как основной принцип профессионального развития личности / Профессиональное самоопределение обучающихся: новые формы и методы; отв. ред. В.И. Белов. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2016. С. 10–15.
5. Техникум, в котором хочется учиться / колл. авторов. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2017. 123 с.

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2