Влияние политики государства на развитие организационно-экономических форм хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг

Influence of Government Policy on Developing Organizational and Eco-nomic Forms of Management in the Sphere of Sport and Health-Improving Services



Ю.А. Кадочкина
Yu.A. Kadochkina
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
a PhD student at the Department of Economy and Management in Services Sector, SaintPetersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • спортивно-оздоровительные услуги
  • сфера физической культуры и спорта
  • организационно-правовые формы хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг
  • государственная поддержка
  • Keywords:

  • sport and health-improving services
  • sphere of physical culture and sport
  • organizational and legal forms of management in the sphere of sport and health-improving services
  • state support
  • Анализируется правовая база в области государственной поддержки сферы физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях власти. Определяется зависимость доминирующих организационно-правовых форм хозяйствования в данной сфере от задач, определяемых на уровне государства, в условиях влияния факторов внешней среды. Сопоставляются плановые и фактические показатели развития физкультурно-оздоровительного комплекса страны по регионам. Доказывается, что дифференциация в задачах и результатах программных мероприятий по отдельным регионам зависит от особенностей территории и перспектив проведения там крупных спортивных мероприятий.

    We analyze the legal base in the sphere of state support of physical culture and sport at federal and regional levels. We determine the correlation between the dominating organizational and legal forms of management in the sphere in question and the tasks set at the government level under the influence of external factors. We compare intended and actual levels of development of sport and health-improving complex in various regions. We prove the idea that the differentiation concerning the tasks and results of the programmed events in different regions depends on the characteristics of the territory and the prospects of organizing large sports events.

    Обзор статьи

    Рынок спортивно-оздоровительных услуг формируется под влиянием различного рода факторов. Стремление к выходу на международный спортивный рынок требует соблюдения общих установленных на мировом уровне правил и норм. Конкуренция на внутреннем рынке страны приводит к необходимости пересмотра некоторыми спортивно-оздорови-тельными организациями своих целей и задач. В этой связи действенная правовая база, регламентированная на федеральном и региональном уровнях власти, формирует основу для дальнейшего развития рынка спортивно-оздоровительных услуг с учетом складывающихся изменений как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
    Так, согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [3], дальнейшее социально-экономическое развитие страны непосредственным образом связано с повышающейся ролью физической культуры и спорта, обеспечивающих рост человеческого потенциала России. Несоответствие уровня развития физической культуры и спорта происходящим в стране трансформациям определяет дальнейшую реализацию мер в рассматриваемом секторе, базирующуюся на современных подходах и действенной политике государства.
    Важными в этой связи становятся следующие задачи, требующие решения:
    - формирование актуальной национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
    - пропаганда здорового образа жизни;
    - модернизация как системы физического воспитания в целом, так и отдельных образовательных учреждений;
    - совершенствование методики подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, обеспечивающей рост конкурентоспособности российского спорта на мировой спортивной арене;
    - обеспечение социальной защиты спортсменов и тренеров;
    - формирование эффективной системы ресурсного обеспечения современного спорта;
    - подготовка кадрового состава отрасли;
    - эффективное внедрение результатов научно-исследовательской деятельности в организации отрасли;
    - развитие инфраструктуры рынка спортивно-оздоровительных услуг;
    - эффективное финансовое обеспечение отрасли на основе взаимодействия финансовых средств государства и частных инвестиций;
    - обеспечение безопасности занимающихся и оказывающих услуги спортивной направленности;
    - обеспечение информационной открытости спортивного комплекса страны [3].
    Как отмечается в Распоряжении Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [3], именно развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением социальной политики, проводимой на государственном уровне власти. Комплексное решение задачи поступательного развития физической культуры и спорта обеспечит занятие Россией конкурентоспособного положения на мировом рынке спортивных услуг.
    Безусловно, что решение поставленных в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» задач невозможно без реализации конкретных мер в данной отрасли. Среди первоочередных Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» были выделены следующие [1]:
    - повышение интереса населения страны к занятиям спортом;
    - расширение спектра и перечня оказываемых организациями спортивных услуг;
    - широкий охват населения массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства;
    - привлечение к спорту детей и подростков;
    - поддержка научных и методических разработок в области спорта;
    - развитие материально-технической базы спорта.
    Предполагалось, что перечисленные мероприятия позволят уже к 2015 году достигнуть таких результатов, как:
    - повышение количества систематически занимающихся спортом до 30% от общего числа граждан;
    - рост обеспеченности объектами спортивной инфраструктуры до 30 объектов на 100 тыс. жителей;
    - расширение тренерского состава до 300 тыс. человек;
    - обеспечение роста расходов населения страны на физическую культуру и спорт.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 г. № 7 «О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы"» // Министерство спорта РФ: [сайт]. URL: http:// minsportfcp.ru/export/shared/docs/Postanovlenie_ot_21.01.2015_No30.pdf (дата обращения: 20.03.2015).
    3. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 г. № 498 «О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2015–2020 годы"» // Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга: [сайт]. URL: http://kfis.spb. ru/media/uploads/userfiles/2014/06/27/ Программа_ФКиС_2015-2020_2.pdf (дата обращения: 20.03.2015).
    5. Отчет о выполнении федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» по регионам Российской Федерации // Министерство спорта РФ: [сайт]. URL: http://minsportfcp.ru/dokumenty/ (дата обращения: 20.03.2015).
    6. Министерство спорта РФ: [сайт]. URL: http://www.minsport.gov.ru/

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2