Развитие системы презентации моды в XX – начале XXI века

Development of System of Fashion Presentation in XX – early XXI century



Л.В. Королёва
L.V. Koroleva
профессор кафедры дизайна костюма, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат искусствоведения
professor, the Department of Costume Design, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Arts
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • модное шоу
  • концептуальная мода
  • перформанс
  • модная презентация

Keywords:

  • fashion show
  • conceptual fashion
  • performance
  • fashion presentation

В статье прослеживаются основные исторические этапы развития художественных форм модных шоу в европейской индустрии моды; отмечается влияние моды прет-а-порте и творчества дизайнеров-концептуалистов на трансформацию модных дефиле в 1980–1990-х гг., а также делается краткий обзор феномена «концептуального шоу» (перформанса) начала XXI века. Подчёркивается, что перформанс, как наиболее яркая форма презентации концептуальной моды, радикально повлиял на всё современное искусство, от видео до мультимедийных инсталляций, а личность художника заняла центральное место в пространстве подиума.

We follow the main stages of the development of artistic forms of fashion shows in European fashion industry. We pay attention to the influence of prêt-a-porter fashion and creative activity of concept designers on the transformation of fashion defile in 1980-1990s and offer a brief review of conceptual show (performance) of the beginning of XXI century. We stress the idea that the performance as the brightest form of conceptual fashion presentation had a radical influence on all modern art ranging from video to multimedia installations and the personality of the artist occupied the central place on the catwalk.

Обзор статьи

Показы мод с привлечением «живых моделей» стали практиковаться одновременно в нескольких крупных модных салонах Франции (Ворта, Пакен, Дусе и др.) в начале XX века. Манекенщицы, демонстрирующие наряды, подбирались по размерам в соответствии с реальными заказчиками, девушки не отличались худобой и соответствовали естественным пропорциям. Первые модные показы длились не более получаса, не сопровождались музыкальным сопровождением. В дальнейшем форма показов изменилась – они стали исполняться в виде пьес с простым сюжетом. Сюжетная линия и драматическое действие стали неотъемлемой частью показа мод того времени. Уже в тот период их можно было считать одним из проявлений «театрализации модного рынка», также прослеживается их тесная связь с изобразительным искусством, театром и кино [7. С. 13]. Например, лондонский модный театр, который с 1890-х по 1914 год ставил спектакли в жанре музыкальной комедии, организовывал театрализованные показы мод, на которых примадонны эффектно демонстрировали туалеты знаменитых кутюрье.
Начиная с 1900 года в домах моды и специализированных магазинах Великобритании и Франции модные шоу стали регулярно проходить в качестве благотворительных мероприятий. Первые подобные шоу в городах Америки оказались настолько популярными, что уже в 1914 году проведённый в Нью-Йорке благотворительный показ мод, в условиях Первой мировой войны, в Европе оттеснил французскую моду с господствующих позиций. Образ «округлой французской Венеры» сменился на образ «стройной американской Дианы» [7. С. 26]. К середине 1920-х гг. американские манекенщицы наводнили французские дома мод, внеся новый канон модернисткой эстетики – эстетики функциональной и антидекоративной. Новый стандарт воплотили в своём облике исполнители музыкальных групп в 20-е гг. «Tiller Girls», в 30-е – «Rockettes».
В 1930–1940-х гг. показы перестают подчёркивать индивидуальность манекенщицы и переносят акцент на эксклюзивность презентации – оригинальность дизайнерского замысла. Скиапарелли первая начала представлять тематические коллекции как яркие зрелища, в сопровождении музыки, световых эффектов и танцевальных трюков. В 1938 году демонстрация её коллекции «Цирк» была организована на Вандомской площади, где исполнители бегали по лестнице XVII в., запрыгивали на стойки и даже лазили через окно по приставной лестнице у фасада особняка Людовика XIV.

Список использованной литературы

1. Гусарова К. Искусство оболочек // Теория моды. 2009. № 12.
2. Горалик Л. Граждане-модели. «Простые люди» в продвижении модных брендов // Теория моды. 2007. № 4. С. 290–297.
3. Дагган Дж.Г. Величайшее шоу мира: взгляд на современные показы мод в их связи с искусством перформанса / пер. Г.Шульги // Теория моды. 2006–2007. № 2. С. 31–59.
4. Конева А.В. «Подиумное сознание» в эпоху культуры различия // Мода в контексте культуры: сб. статей IV науч.-практ. конф. Вып. 4. СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2010. С. 53–58.
5. Наседкина Ю.В. Основные категории эстетики постмодернизма и их воплощение в современной моде // Мода в контексте культуры: сб. статей IV науч.-практ. конф. Вып. 4. СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2010. С. 81–87.
6. Раш М. Искусство перформанса живо // Теория моды. 2007. № 4.
7. Эванс К. Волшебное действо / пер. с англ. О. Литвиновой // Теория моды. 2007. № 4. С. 13–47.
8. Такер Э., Кингсвелл Т. История моды. Одолжите нам линзу / пер. с англ. И. Бельченко. М.: АСТ: Астрель, 2003.
9. Lipovetsky G. The Empire of Fashion: Dressing Modern Democracy. Princeton, NJ, 1994.

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2