Исследование современных бизнес-моделей предприятий высокотехнологичных секторов национальной экономики

Study of Current Business Models of Enterprises in High-Tech Sector of National



С.А. Соколова
S.A. Sokolova
svetlanasokolova@mail.ru
аспирант лаборатории комплексного исследования пространственного развития регионов ФГБУН «Институт проблем региональной экономики РАН»
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • бизнес-модель
  • предприятия высокотехнологичного сектора
  • национальная экономика
  • информационно-телекоммуникационные технологии
  • сегмент B2B
  • Keywords:

  • business model
  • enterprises of high-tech sector
  • national economy
  • information and communication technologies
  • B2B segment
  • Рассматриваются вопросы бизнес-моделирования инновационной деятельности предприятий высокотехнологичных секторов национальной экономики. Рассмотрена сущность и предложена классификация бизнес-моделей для предприятий высокотехнологичных секторов экономики. На основе анализа динамики развития высокотехнологичных секторов экономики России в 2009–2013 гг. автором обоснованы преимущества создания высокотехнологичного кластера для развития взаимодействия в сегменте B2B и повышения эффективности инновационной деятельности.

    We consider problems of simulating innovation activity of enterprises in the high-tech sector of national economy. We consider the essence and suggest a classification of business models for enterprises in the high-tech sector. We validate the advantages of creating high-tech cluster to improve the business interaction in the B2B sector and to increase the efficiency of innovation activeity on the basis of the analysis of high-tech sector development in Russia in 2009 – 2013.

    Обзор статьи

    Современное развитие национальной экономики в России характеризуется усилением роли и значения высокотехнологичных секторов в обеспечении устойчивости и стабильного экономического роста. Учитывая установленные «Стратегией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года» приоритеты, национальное развитие связывается с активизацией инновационной деятельности в таких отраслях, как авиационная, космическая, судостроительная, энергетический сектор и информационно-телекоммуникационные технологии [1]. При этом среди названных отраслей особое место занимают именно информационные технологии, экономическая эффективность которых напрямую связана с созданием и внедрением инноваций.
    Согласно положениям «Стратегии развития информационного общества в РФ», международных обязательств, а также Декларации принципов «Построение информационно-го общества – глобальная задача в новом тысячелетии» [2; 7], информационно-телекоммуникационные технологии способны создать устойчивое высокое конкурентное положение страны в мировой экономической системе. Однако, проведенные нами исследования позволили выявить недостаточную разработанность проблем активизации инновационной деятельности предприятий высокотехнологичных секторов экономики, развивающих информационно-телекоммуникационные технологии. При этом, учитывая высокое значение информационных технологий в обеспечении деятельности других отраслей народного хозяйства, нами сформулирована научная за-дача формирования и исследования устойчивой бизнес-модели информационно-телекоммуникационных высокотехнологичных предприятий с учетом их ориентированности на удовлетворение потребностей не конечных потребителей, а других предприятий и государства (модели B2B и B2G).
    Сущность понятия «бизнес-модель» применительно к инновационно ориентированным и наукоёмким предприятиям рассматривается в работах многих отечественных и зарубежных ученых, предлагающих различные методологические подходы к организации инновационной деятельности и альтернативные определения данного термина. Автором проанализированы наиболее значимые результаты исследований известных ученых, посвятивших труды изучению бизнес-моделирования в контексте эффективного взаимодействия в сегменте B2B (или B2G).
    В исследовании Н.Н. Бек и Л.Л. Никитина [4] справедливо отмечается, что наиболее значимую роль в развитии предприятий высокотехнологичных секторов экономики играет сеть бизнес-партнеров, указывая, таким образом, на особое значение способов взаимодействия с внешней средой. Подобный подход впервые был разработан в трудах А. Чандлера [20], где автор обоснованно утверждает о первичности бизнес-моделирования в стратегическом управлении предприятием по отношению к его структуре и функциям.

    Список использованной литературы

    1. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/strategicplanning/concept (дата обращения: 07.05.2014)
    2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/ informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 07.05.2014)
    3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
    4. Бек Н.Н., Никитин Л.Л. Структуры создания ценности в отрасли сферы услуг // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2008): материалы Международной конференции ИПУ РАН. М.: Изд-во Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2008. С. 15–17.
    5. Вайль П., Витале М. Место в пространстве: переход на электронные бизнес-модели. Бостон: Harvard Business School Press, 2001.
    6. Войлпел С., Лэйполд М. Теки Е. Бизнес-модель перестройки: как усовершенствовать бизнес-модели, чтобы перегнать конкурентов // Управление изменениями. 2005. № 3. С. 259–277.
    7. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» // Проект «ИТ-защита»: [сайт]. URL: http://itzashita.ru/pravo/ deklaraciya-principov-postroenie-informacionnogo-obshhestva-globalnaya-zadacha-v-novom-tysyacheletii.html (дата обращения: 07.05.2014)
    8. Дюбоссон-Торби М., Остервальдер А., Пигнью В. Электронная бизнес-модель, дизайн, классификации и измерения // Международное бизнес-обозрение. 2002. № 44. С. 5–23.
    9. Катькало B.C. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Изд-во Высшей школы менеджмента; Изд. дом СПбГУ, 2008.
    10. Линдер В., Кантрелл С. Изменение бизнес-моделей: обозрение. Исследование института стратегических изменений. Кэмбридж: M.I.T. Press, 2000.
    11. Майо М.К., Браун Г.С. Создание конкурентоспособной бизнес-модели // Бизнес-журнал. 1999. № 3. С. 18–23.
    12. Махадеван B. Бизнес-модели для Интернет // Калифорнийское управленческое обозрение. 2000. № 4. С. 55–69.
    13. Моррис М., Шиндехьют М., Аллен Д. Предпринимательские бизнес-модели: на пути к единой теории // Журнал бизнес-исследований. 2005. № 58. С. 726–735.
    14. Остервальдер А., Пигнью В., Туччи C. Совершенствование бизнес-модели: истоки, современность, будущее концепции // Журнал ассоциации информационных систем. 2005. № 15. С. 1–43.
    15. Раппа М. Бизнес-модели в WEB, управление цифровыми предприятиями // Managing the Pigital Enterprise: [сайт]. URL: http://digitalenterprise.org/index.html (дата обращения: 07.05.2014)
    16. Сливоцки А., Моррисон Д. Зона прибыли: как бизнес-моделирование сегодня может привести к повышению прибыли завтра. Нью-Йорк: Times Business, 1997.
    17. Стюарт Д.У., Чжао К. Интернет-маркетинг, бизнес-модели и государственная политика // Журнал общественного управления и маркетинга. 2000. № 2. С. 287–296.
    18. Тиммерс П. Бизнес-модели электронных рынков // Журнал электронной коммерции в Европе. 1998. № 8. С. 1–6.
    19. Цзе Е. Эмпирический анализ организационной структуры и финансовых показателей в отрасли ресторанного бизнеса // Международный журнал управления в туристическом и гостиничном бизнесе. 1991. № 1. С. 59–72.
    20. Чандлер A. Стратегия и структура: главы в истории промышленного предприятия. Кэмбридж: M.I.T. Press, 1962.
    21. Шматко А.Д. Организация инновационной деятельности производственных предприятий: современные условия и существующие подходы // Вестник экономической интеграции. 2009. № 3. С. 155–159.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2