Особенности становления и развития дистанционного и электронного обучения в рамках исследования инновационных направлений развития системы высшего образования

Characteristics of Forming and Developing Distance Education and E-learning within Study of Innovation Trends of Higher Education Development



А.А. Кубракова
A.A. Kubrakova
kubikspb@mail.ru
аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
candidate for PhD, the Department of Management of Social and Economic Processes, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • инновации
  • дистанционные образовательные технологии
  • электронное обучение
  • модернизация
  • смешанное обучение
  • Keywords:

  • innovation
  • distance learning technology
  • e-learning
  • modernization
  • blended-learning
  • Исследуются основные теоретические аспекты становления и развития дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также методологические подходы к внедрению данных технологий.

    We research the key theoretical aspects of forming and developing distance learning technologies and e-learning as well as methodological approaches to implementing the technologies in question.

    Обзор статьи

    Стремительное развитие информационных и компьютерных технологий в настоящее время существенно меняет образ повседневной жизни каждого человека, и уже практически нет таких сфер деятельности, в которых роль инноваций была бы не велика. Не обошлось без нововведений и в области образования, где возросший интерес к современным технологиям обучения продиктован последними требованиями к организации процесса обучения.
    С вступлением в силу нового Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013 г.) [1] изменились стандарты и требования, предъявляемые к современному и качественному образованию. Согласно новым требованиям должно быть организовано взаимодействие субъектов процесса обучения, главными особенностями которого станет стандартизация и глубокая интеграция элементов электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) практически во все уровни отечественной системы образования: школьное, профессиональное, дополнительное.
    Впервые о дистанционном методе получения образования стали говорить в середине XIX века, когда английский педагог Исаак Питман в 1840 году с помощью почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве. Постепенно многие страны, такие как Америка, Франция, Канада, взяли за основу данный способ передачи учебных материалов и стали использовать его в образовательных целях, открывая центры дистанционного обучения при школах и университетах. Основаны они были для школьников и студентов, живущих далеко и не имеющих возможности посещать занятия каждый день.
    В начале XX века, уже с использованием радио- и телеканалов, учебные программы посредством спутниковой связи стали транслировать не только США, но и многие страны Европы, Китай, Австралия. В середине ХХ века в СССР была разработана модель дистанционного образования, названная «консультационной», то есть заочной. Уже к 1960-м годам в СССР было создано 11 заочных университетов.
    Сильно повлияло на систему дистанционного образования основание в 1969 году Открытого университета Великобритании, с появлением которого учебные заведения, специализирующиеся на дистанционном обучении, появились в целом ряде стран, среди которых Испания, Пакистан, Индия [6].
    Прошло немало времени, но дистанционные технологии не только не потеряли своей популярности, но и, наоборот, в последнее время становятся приоритетными направлениями развития образования во многих странах.
    В последние годы руководство многих государств считает развитие дистанционных форм обучения перспективным направлением и на его развитие регулярно выделяется значительная часть бюджета. Сегодня в США около 300 университетов предлагают дистанционное обучение. По данным опросов профессорско-преподавательского состава, регулярно проводимых в США, 57% преподавателей считают, что результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм образования. Более 30% опрошенных предполагают, что в ближайшие годы результаты образования с использованием ДОТ даже превзойдут результаты очного обучения. Согласно исследованиям, проведенным в Китае, 6 млн. человек ежегодно получают образование посредством ДОТ, в Великобритании центры дистанционного обучения существуют на базе всех университетов страны.
    Россия стремится не отставать от мирового сообщества: в настоящее время в нашей стране действуют около 70 центров дистанционного обучения, причем не только высшего, но и среднего и дополнительного образования, а также различные курсы, семинары, тренинги. На уровне руководства страны не раз подчеркивалась приоритетность развития дистанционных форм образования, в основе которой «лежит потребность специалистов в непрерывном и быстром получении новых знаний, без которых невозможны деловой успех и карьерный рост в технологически развитом обществе», а потому «задержки с внедрением и распространением системы дистанционного обучения недопустимы» [5].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013 г.). Дотуп из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Боброва Л.В., Писарев А.Ю. Практико-ориентированное дистанционное обучение как фактор создания инновационной экономики // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы III Международной научно-практической конференции, 20–21 февраля 2013 года. Прага: Vědeckovydavatelskécentrum «So-ciosféra-CZ», 2013. 351 с.
    3. Виртуальный инфобизнес: какие продукты можно создать с помощью интернет-технологий // Первый online-магазин «Все для дистанционного обучения, online-коммуника-ций, автоматизации работы HR». URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/1/1/?id=57 (дата обращения: 14.10.2014).
    4. Голошумов А.Ю. Информационное сопровождение процесса подготовки будущих специалистов // Новые образовательные технологии в вузе: сб. материалов VI Международной научно-методической конференции, 2–5 февраля 2009 года. В 2-х ч. Ч. 1. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «УГТУ – УПИ», 2009. 416 с.
    5. Дистанционное образование – образование для всех // Учебные заведения: [сайт]. URL: http://uchebnyezavedenia.ru/distantsionnoe -obrazovanie-obrazovanie-dlya-vsekh.html (дата обращения: 01.10.2014).
    6. Краткая история развития дистанционного образования // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества: [сайт]. URL: http://www.openclass.ru/node/139563 (дата обращения: 18.10.2014).
    7. Кухаренко В.М., Рибалко О.В., Сиротенко Н.Г. Дистанцiйне навчання: Умови застосування. Дистанцiйний курс: навч. посiбник. 2-е вид., доп. / за ред. В.М. Кухаренка. Харькiв: НТУ «XIII»; «Торсiнг», 2001. 320 с.
    8. Необходимость ДО в России // Самарский областной центр новых информационных технологий при аэрокосмическом университете (ЦНИТ СГАУ): [сайт]. URL: http://www.cnit.ssau.ru/do/review/do_world/part5.htm#l5 (дата обращения: 15.10.2014).
    9. Никонова Е.З. Активация учебного процесса в вузе // Инновационные подходы в организации учебного процесса в вузе: материалы вузовского методического семинара-конференции, г. Нижневартовск, 29–30 марта 2011 года. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 184 с.
    10. Организация учебного процесса в вузе по технологии смешанного обучения // Первый online-магазин «Все для дистанционного обучения, online-коммуникаций, автоматизации работы HR». URL: http://ra-kurs.spb.ru /2/0/3/1/?id=56 (дата обращения: 15.09.2014).
    11. Петрова Г.А. Инновационная деятельность в условиях совершенствования качества учебно-методического обеспечения организации учебного процесса в вузе // Инновационные подходы в организации учебного процесса в вузе: материалы вузовского методического семинара-конференции, г. Нижневартовск, 29–30 марта 2011 года. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 184 с.
    12. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения // Инфо. 2001. № 5. С. 37–43.
    13. Тимкин С.Л. О мероприятии в Государственной Думе России // timkin.blog: [сайт]. URL: http://timkin-blog.blogspot.ru/2014 /09/blog-post.html (дата обращения: 15.10.2014).
    14. Черная Е.А. Понятия дистанционного и электронного (дистанционного) обучения, опыт применения в Великобритании // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1(4).
    15. Чирко Е.П. Дистанционное обучение в свете нового закона «Об образовании в РФ» // Первый online-магазин «Все для дистанционного обучения, online-коммуникаций, автоматизации работы HR». URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=47 (дата обращения: 31.10.2014).
    16. Электронное обучение в Европе // Аналитический проект «Smarteducation». URL: http://www.smart-edu.com/learning-in-europe-2020.html (дата обращения: 01.10.2014).
    17. Юридические основы дистанционного обучения // Первый online-магазин «Все для дистанционного обучения, online-комму-никаций, автоматизации работы HR». URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/7/1/?id=62 (дата обращения: 15.09.2014).
    18. Docebo: Тренды и прогноз по рынку электронного обучения 2014–2016 // Аналитический проект «Smarteducation». URL: http://www.smart-edu.com/docebo-e-learning-forecast-2014-2016.html (дата обращения: 10.11.2014).
    19. Frost & Sullivan: Тренды электронного обучения 2.0. // Аналитический проект «Smarteducation». URL: http://www.smart-edu.com/e-learning-2-0-trends.html (дата обращения: 28.09.2014).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2