Организационно-методические вопросы внедрения системы зачетных единиц в среднем профессиональном образовании

Organization and Method Issues of Introducing Credit System in Vocational Secondary Education



В.Н. Мокин
Т.А. Переверзева
Т.В. Степанова
V.N. Mokin
T.A. Pereverzeva
T.V. Stepanova
movn@list.ru
aterina30@rambler.ru
stepanida1983@inbox.ru
профессор кафедры экономики организации и ценообразования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский торгово-экономический университет», доктор экономических наук, профессор
зав. кафедрой экономики организации и ценообразования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский торгово-экономический университет», доктор экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики организации и ценообразования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский торгово-экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
professor of the Department of Company Economics and Pricing of St. Petersburg State University of Trade and Economics, Doctor of Economics
head of the Department of Company Economics and Pricing of St. Petersburg State University of Trade and Economics, Doctor of Economics, associate professor
senior teacher of the Department of Company Economics and Pricing of St. Petersburg Institute of Trade and Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • система зачетных единиц
  • среднее специальное образование
  • системы информационного обеспечения
  • новые информационные технологии в образовании
  • Keywords:

  • credit system
  • vocational secondary education
  • system of information support
  • new IT technologies in education
  • Обосновывается необходимость исследования и внедрения системы зачетных единиц в среднем специальном образовании с использованием функциональной информационной системы обеспечения либо системы интегрального информационного обеспечения.

    We prove the need to research and introduce the credit system in vocational secondary education using either the functional system of information support or the system of integral information support.

    Обзор статьи

    Основной целью внедрения системы зачетных единиц является обеспечение качественного, востребованного обществом образования, основанного на современных мировых трендах развития образовательного процесса.
    Система зачетных единиц – это форма организации учебного процесса, способствующая развитию академической мобильности обучающихся, выполняющая две функции. Первая – перезачет курсов, полученных в другом образовательном учреждении, т.е. необходимую сумму единиц можно набрать в другом образовательном учреждении, которые должны быть перезачтены по месту обучения. Без этого условия академическая мобильность невозможна. Вторая функция – накопительная. Обучающийся может получить образование «порциями», с разрывом во времени, меняя образовательные учреждения, и т.д. Разумеется, возможность перезачета и накопления кредитов обусловлена доверием между образовательными учреждениями, что предполагает сопоставимость их учебных программ, возможность ввода поправочных коэффициентов, наличие идентичной структуры учебного процесса (удельный вес лекций, семинаров, лабораторных работ, самостоятельных работ обучающихся и т.д.). Для решения проблем, связанных с внедрением системы зачетных единиц, необходимо:
    - проработать эффективные методы организации самостоятельной работы;
    - освоить новые информационные источники;
    - создать новые образовательные технологии;
    - сформировать новые организационные структуры.
    Разрешение поставленных проблем системой зачетных единиц возможно при выполнении требований, выдвигаемых этой системой, к преподавателям и студентам.
    Требования к преподавателям:
    - постоянное совершенствование учебного процесса;
    - постоянное самообучение;
    стремление к достижению концентрированного изложения материала;
    - обеспечение регулярного индивидуального консультирования обучающихся.
    Система зачетных единиц также выдвигает требования к обучающимся, которые должны:
    - проводить регулярные самостоятельные занятия;
    - заниматься поиском и сбором новой информации, методов ее осмысления, с целью получения новых знаний;
    - формировать индивидуальные образовательные программы на основе учебных планов;
    - позитивно реагировать на все формы контроля, которые направлены на повышение качества обучения.
    От перехода на систему зачетных единиц не следует ожидать быстрого решения всех проблем образования. Но при квалифицированном внедрении этой системы с учетом развития внутренней и внешней среды образовательного пространства и эффективном использовании организационно-технологического потенциала образовательной организации появляются возможности для влияния на решение вопросов обеспечения качества подготовки специалиста.
    Из организационно-технического потенциала нам бы хотелось выделить три составляющие: новые информационные технологии, информационное обеспечение, трудовое обеспечение.
    Внедрение системы зачетных единиц связано, прежде всего, с использованием компьютерной техники и возникающими информационно-коммуникативными процессами при формировании информационной деятельности под воздействием новых информационных технологий, которые заменяют традиционные, «ручные» методы сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации.
    Среди причин, вызывающих огромный интерес к разработке и внедрению новых информационных технологий, связанных с системой зачетных единиц, следует назвать резкое усложнение управленческой деятельности в области образовательных процессов, что приводит к постоянно возрастающим объемам информации, циркулирующей в системе.

    Список использованной литературы

    1. Основы методологии и методика принятия управленческих решений в образовательной системе: колл. монография / под. ред. В.Н. Мокина, Н.В. Панковой; авт. коллектив: Н.В. Панкова, В.Н. Мокин, В.Е. Засенко и др. СПб.: Лема, 2012. 196 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2