Диагностика инновационной деятельности вуза на основе когнитивного моделирования

Diagnostics of Innovation Activity of Institution of Higher Education Based on Cognitive Modeling



М.С. Мотышина
Г.А. Норкин
M.S. Motyshina
G.A. Norkin
mail@gief.ru
mail@gief.ru
профессор кафедры экономики и управления Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, доктор экономических наук
зав. кафедрой дизайна костюма, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат философских наук, доцент
professor, the Department of Economics and Management, St. Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, Doctor of Economics
head of the Department of Costume Design, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Philosophy
г. Санкт-Петербург
г. Гатчина
Saint-Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • вуз
  • инновации
  • когнитивное моделирование
  • когнитивная карта
  • проблемные зоны
  • Keywords:

  • institution of higher education
  • innovation
  • cognitive modeling
  • cognitive map
  • problem areas
  • Предложен метод когнитивного моделирования инновационной деятельности вуза. Представлены в системном виде группы факторов, обусловливающие инновационную деятельность. К таким факторам относятся конкурентоспособность, мотивация персонала, инновационная инфраструктура и т.д.

    We suggest a method of cognitive modeling of innovation activity of institutions of higher education. A system of factors conditioning the innovation activity is described. Among the factors in question we distinguish competitiveness, personnel motivation, innovation infrastructure, etc.

    Обзор статьи

    Особенности развития современного общества и мирового хозяйства повышают инновационную роль вузов. Как отмечается в докладе «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики», «инновационное развитие России – императив, поэтому задача подъема образования становится одной из ключевых. Именно образование как система формирования интеллектуального капитала нации и одна из главных сфер производства инноваций создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов. Именно оно выступает первым звеном инновационной цепочки "образование – исследования – венчурные проекты – массовое освоение инноваций"» [1. С. 19].
    В этой связи управление инновационной деятельностью вуза, обеспечение его инновационного развития является важнейшей задачей образовательного учреждения. Одним из необходимых этапов управления является диагностика инновационной деятельности вуза. К основным задачам диагностики относятся, прежде всего, выявление проблем, их качественная и количественная идентификация, а также определение возможностей и направлений совершенствования инновационной деятельности. Кроме того, необходимо выявление факторов, обусловливающих возникновение проблем, а также их влияния на цели, стратегии и другие компоненты инновационного процесса.
    Особенность инновационной деятельности вуза состоит в том, что она осуществляется под воздействием многочисленных факторов, носящих преимущественно качественный характер. Сам вуз является сложной динамичной системой, функционирующей в не менее сложной и нестабильной среде. В таких системах возникают сети причинно-следственных отношений, для которых характерны неопределенность и неоднозначность оценки последствий тех или иных решений. Г. Саймон назвал такие системы (проблемы) слабо структурированными. Это требует применения адекватных методов исследования, одним из которых является когнитивное моделирование.
    Когнитивное моделирование (от лат. cognitio – знание, познание) – метод, позволяющий структурировать факторы сложной ситуации или явления, а также моделировать их развитие во времени (в том числе, разрабатывать сценарии). Этот подход был предложен Р. Аксельродом и Ф. Робертсом [7] для слабоструктуризованных систем и исследования ситуаций, возникающих при функционировании и развитии таких систем. В последние годы он получает все большее распространение [2; 3; 4; 5; 6].
    Когнитивный подход ориентирован на то, чтобы активизировать интеллектуальные процессы субъекта и помочь ему зафиксировать свое представление сложной проблемной ситуации в виде некоторой модели. В качестве такой модели обычно используется так называемая «когнитивная карта» ситуации, которая представляет известные эксперту основные закономерности наблюдаемой ситуации в виде ориентированного знакового или взвешенного графа, в котором вершины – ключевые элементы ситуации (факторы, признаки, характеристики ситуации), а дуги между ними – причинно-следственные связи. При этом выделяют два типа причинно-следственных связей: положительные и отрицательные. При положительной связи увеличение значения фактора-причины приводит к увеличению значения фактора-следствия, а при отрицательной связи увеличение значения фактора-причины приводит к уменьшению значения фактора-следствия. Существенно, что параметры ключевых элементов и степени их взаимного влияния могут выражаться как количественными параметрами, так и качественными соотношениями.

    Список использованной литературы

    1. Волков А.Е., Якобсон Л.И. [и др.]. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. статей и аналитических докл. / под ред. В.А. Мец и др. М.: Дело, 2009. 400 с.
    2. Горелова Г.В. Исследование слабоструктурированных проблем социально-эко-номических систем. Когнитивный подход. Таганрог, 2006.
    3. Ерохин Д.В. [и др.]. Моделирование инновационного механизма предприятия с применением нечетких когнитивных карт // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 3. С. 95–111.
    4. Караев Р.А., Магиев М.А. Когнитивные инструменты менеджмент-консалтинга // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 5. С. 49–55.
    5. Когнитивная бизнес-аналитика / под науч. ред. Н.М. Абдикеева. М.: ИНФРА-М, 2012. 511 с.
    6. Кудрявцева Р.Т. Управление информационными рисками с использованием технологий когнитивного моделирования (на примере высшего учебного заведения): автореф. дис. … канд. экон. наук. Уфа, 2008.
    7. Робертс Ф. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М., 1986.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2