Анализ динамики развития сферы культуры Российской Федерации

Analysis of Development Dynamics of Sphere of Culture in Russian Federation



А.С. Сотникова
A.S. Sotnikova
sotnikova.anastasia@gmail.com
аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университета кино и телевидения»
candidate for PhD at the Department of Management of Economic and Social Processes, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • сфера культуры
  • творческие индустрии
  • культурные услуги
  • учреждения культурно-досугового типа
  • субсекторы творческих индустрий
  • Keywords:

  • sphere of culture
  • creative industries
  • cultural services
  • cultural and leisure institutions
  • subsectors of creative industries
  • Представлен анализ динамики и траектории развития сферы культуры в Российской Федерации. Выявлен рост числа театров и музеев, а также предоставляемых ими услуг и сокращение числа библиотек и учреждений культурно-досугового типа, а также отсутствие российской статистической информации по субсекторам творческих индустрий – музыке, галерейному бизнесу, моде, дизайну, графике, архитектуре, культурному туризму, онлайн-, видео- и компьютерным играм, интернет-приложениям, а также визуальным искусствам, которые являются полноправными субъектами сферы культуры в ее современном понимании.

    We offer the analysis of the dynamics and trajectory of development of the sphere of culture in the Russian Federation. We reveal the growth of the number of theatres and museums as well as an increase in the range of their services. We also see a decreasing number of libraries and cultural and leisure institutions and lack of statistics concerning the subsectors of creative industries such as music, gallery business, fashion, design, graphics, architecture, cultural tourism, online, video and computer games, internet applications as well as visual arts being full subjects of the sphere of culture as far as its modern interpretation is concerned.

    Обзор статьи

    Динамика и траектория развития сферы культуры Российской Федерации в начале XXI века во многом отличаются от основных моделей функционирования аналогичных социально-экономических систем в промышленно развитых европейских странах и США, что обусловлено значительными различиями в исторических и экономических условиях, парадигмах развития государств, в национальных менталитетах. Отметим, что в большинстве развитых зарубежных стран органы государственного управления в настоящее время не рассматривают сферу культуры как сугубо дотационную социально значимую отрасль, при этом исследователи социальной сферы в этих странах уже более 20 лет назад пришли к пониманию сектора культурных индустрий как важной составляющей экономики, по которой ведется достаточно подробная статистическая отчетность. В то же время, в российских аналитических материалах и статистических ежегодниках сфера культуры рассматривается как совокупность государственных учреждений и отсутствуют статистические данные о музыкальных индустриях, издательском деле и полиграфии, дизайне и моде, рекламе, изобразительном искусстве, ремеслах, сценических формах искусства как составных элементах сферы культуры.
    Для проведения анализа динамики развития сферы культуры Российской Федерации автором рассматриваются количественные изменения массива театров, музеев, библиотек, кинотеатров, а также учреждений культурно-досугового типа, согласно данным Российского статистического ежегодника за 2013 год, а также приводятся данные маркетинговых исследований компании «Невафильм», касающиеся деятельности кинотеатров. При этом стоит отметить, что данные по театрам, музеям, библиотекам и учреждениям культурно-досугового типа (табл. 1) имеют некоторое отклонение от статистики, представленной Министерством культуры РФ в рамках программы «Открытое правительство» [5].
    Информация о количественных изменениях объектов исследования не позволяет провести комплексный анализ, поэтому важным этапом исследования является аккумулирование информации о востребованности и уровне потребления населением услуг сферу культуры (табл. 2.).
    В целом количество профессиональных театров в период 2000–2012 гг. увеличилось с 547 до 643. При этом в 1990 году в СССР было 382 театра, численность зрителей которых составляла 55,6 млн. человек. Данный показатель ниже данных 1980 и 1970 годов (соответственно 71,0 млн. чел. и 69,8 млн. чел.) [3]. Отметим, что спрос на услуги театров за период с 1990 по 2012 год сократился в 1,6 раз. Но данная тенденция не постоянна, так, в период с 2005
    по 2012 год (за исключением кризисного 2009 года) наблюдается рост. В целом с 2005 по 2012 год спрос на услуги театров вырос на 5,9 млн. человек, или в 1,2 раза.

    Список использованной литературы

    1. Гладких Н., Зеленцова Е. Творческие индустрии. Теории и практики. М.: Классика – XXI, 2010.
    2. Россия и страны мира – 2012: стат.сб. / Росстат. M., 2012. 380 c.
    3. Российский статистический ежегодник – 2013: стат.сб. / Росстат. М., 2013. 717 с.
    4. Шекова Е.И. Маркетинговое исследование рынка культурных услуг в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 6.
    5. Министерство культуры Российской Федерации: [сайт]. URL: www.mkrf.ru
    6. НЕВАФИЛЬМ: [сайт]. URL: nevafilm.ru

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2