Актуальные проблемы развития газовой отрасли

TOPICAL PROBLEMS OF GAS INDUSTRY DEVELOPMENT



Е.А. Пунгина
Ye. A. Pungina
инженер ПТО ООО «Мапгазстрой»
engineer, Mapgasstroy
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • газовая промышленность
  • государственное регулирование
  • управление
  • тенденции развития газовой отрасли
  • концерн «Газпром»
  • добыча и использование сырья

Keywords:

  • gas industry
  • state regulation
  • management
  • trends of gas industry development
  • Gazprom
  • extraction and use of raw materials

В статье представлена краткая характеристика топливно-энергетического комплекса, рассмотрены основные тенденции развития газовой отрасли на примере российской компании «Газпром», прослежены пути ее развития от государственного промышленного предприятия для добычи и использования сырья до преобразования в акционерное общество, ставшее монополистом в своей сфере. Также автором были выявлены проблемные зоны данного комплекса и намечены пути преодоления сложившейся кризисной ситуации.

We offer a brief characteristic of fuel and energy complex, consider the key trends of gas industry development by the example of Gazprom and look at its development from a state industrial company for extraction and use of raw materials to its transformation into a limited company having become monopolistic in its sphere. We also reveal the main problems of the industry in question and outline ways to overcome the existing crisis.

Обзор статьи

Газовая промышленность является одной из наиболее значимых отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в нашей стране. Эта отрасль занимает значительную часть всех разрабатываемых ресурсов и показывает высокие темпы развития и роста. Газовая промышленность включает в себя добычу, транспортировку, хранение и распределение природного газа. Россия является одной из немногих стран, способных не только покрыть собственные потребности в природном газе, но и активно поставляющих топливные ресурсы за рубеж. По приблизительным оценкам, 1/3 часть всех мировых разведанных запасов природного газа приходится на территорию Российской Федерации. Более того, постоянно ведутся геологоразведочные работы, включающие поиск и подготовку к промышленной добыче газа.
Как было сказано ранее, газовая промышленность характеризуется высоким темпом развития, однако существует ряд сдерживающих факторов.
Значительные объемы газа на территории современной России стали добываться только во второй половине 20 века. Соответственно, стали формироваться государственные промышленные предприятия для добычи и использования сырья. Одним из таких предприятий стал государственный концерн «Газпром». Однако с течением времени, с изменением политического режима, принципов управления государством, была изменена форма этой организации, и 5 ноября 1992 года указом президента № 1333 она преобразована в Российское Акционерное Общество «Газпром». Тенденция передачи государственных организаций в различные формы прав собственности – частную, акционерную и т.д. характеризовала тот период в экономике страны, и имела место быть во многих сферах. Топливно-энергетический комплекс являлся значимой отраслью в экономическом развитии страны, поэтому и влияние на него приватизации имело значительные масштабы.
Однако с момента пика приватизации в 1993 году прошло почти 25 лет. Есть ли причины обсуждать эту тему сейчас? Одной из главных целей передачи государственных учреждений в частные руки был переход к рыночной экономике, создание конкурентной среды, отказ от монополий в некоторых отраслях. Необходимо пояснить, что при переходе компании «Газпром» из государственной формы в акционерную не изменилась значимость её деятельности и территориальный охват. Это крупнейшая в мире газодобывающая компания, обеспечивающая более 90% добычи природного газа в стране. Историческое развитие «Газпрома» ясно объясняет, почему она является крупнейшей монополией. С целью распределения природного газа от мест добычи по регионам прокладываются магистральные газопроводы и газопроводы-отводы, соединяющиеся с газораспределительными станциями, назначение которых, в свою очередь, заключается в поставке газа к конечному потребителю. Компания была создана и долгие годы работала именно с целью разработки мест добычи и транспортировки по территории всей страны. Распределением же газа от газораспределительных станций занимались региональные организации, независимые от «Газпрома». За последние несколько лет явно проявилась тенденция этой компании «подминать» под себя региональные компании, а не только увеличивать монополию и свое влияние в газовой отрасли. Более того, одновременно на территории региона существуют и проектирующие, и строящие дочерние компании «Газпрома», полностью обеспечивающие процессы газораспределения в регионе (процесс подсоединения потребителя к газопроводу можно разделить на несколько этапов, таких как: техническое присоединение – строительство самого трубопровода, пуск газа и последующее обслуживание сети). Таким образом, можно говорить о почти полной монополии, так как потребитель может обратиться лишь в другую строительную компанию.
Так или иначе, все компании, принимающие участие в строительстве и обслуживанию газопроводов, являются частными, что неоспоримо влияет на производственный процесс. Есть механизмы государственного контроля и регулирования сферы, такие как участие Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – «Ростехнадзор», муниципальные Службы координации и развития коммунального хозяйства и строительства, однако в рамках современных реалий это участие отягощено бюрократией, наличием множества посреднических компаний и т.д. Таким образом, организации, призванные регулировать и контролировать деятельность частных фирм, зачастую замедляют темпы развития газораспределительных сетей.
Изменить ситуацию в лучшую сторону могло бы создание единой государственной координационной службы на уровне региона, реестра организаций отвечающих всем требованиям и имеющим право работать, а также составление единого долгосрочного плана по строительству инженерных сетей по всему региону с определением сроков, обязанностей каждой из организаций, ответственных лиц. Кроме того, необходимо единое учреждение, аттестовывающее специалистов, лицензирующее организации и выдвигающее единые требования и стандарты ко всем процессам газораспределения. Подобное учреждение могло бы четко определить организационную структуру отрасли и решить ряд насущных проблем.
Важно четко разделять объекты строительства:
- газопроводы-вводы низкого давления на частных участках «от забора до дома» – такие газопроводы не требуют сложных проектов и расчетов, их обслуживание сравнительно упрощено;
- распределительные газопроводы среднего и высокого давления;
- внутренние газопроводы на промышленных объектах, требующие уже многоуровневого контроля в процессе строительства и эксплуатации. Соответственно, подход контролирующих органов также должен быть разделен на уровни.
Еще одна проблема, которую необходимо решить, – несогласованность работы различных инженерных сетей. Нередки случаи, когда при строительстве газовой трубы случайно происходит поломка других сетей: водопроводных труб, различных кабелей и т.д. Создание единого плана инженерных сетей и коммуникаций для каждого населенного пункта, включающего все возможные объекты инфраструктуры, сократит количество аварий и упростит работу по прокладке сетей всех видов.

Список использованной литературы

1. Газовая отрасль России и основные тенденции ее развития: Общее описание отрасли // GasForum: [сайт]. URL: http://gasforum.ru/obzory-i-issledovaniya/226/ (дата обращения: 20.11.2017).
2. В газовый ряд с ваучерным рылом не пускают // Газета «Коммерсант». 1994. 1 февраля. № 003. URL: https://www.kommersant.ru/doc/9528 (дата обращения: 20.11.17).
3. Газовая промышленность России: международные позиции, организационная и региональная структура // Специализированный журнал «Бурение & Нефть»: [сайт]. URL: http://burneft.ru/archive/issues/2011-10/1 (дата обращения: 20.11.2017).
4. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», Министерство экономического развития Российской Федерации, Москва, март 2013 г. // Правительство Российской Федерации: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 20.11.2017).
5. «Энергетическая стратегия РФ до 2030 г.», Министерство экономического развития Российской Федерации, Москва, 2009 г. // Министерство энергетики Российской Федерации: [сайт]. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 20.11.2017).

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2