В последние годы серьёзной критике подвергается проблема целей в высшем образовании. Опасность при формулировании целей образования в области изобразительного искусства заключается в чрезмерном внимании к знаниям в ущерб умениям и навыкам. В образовательных программах наметился отказ от полноценного обучения общепрофессиональным понятиям и навыкам, а снижение в некоторых вузах количества практических часов в пользу лекционных по направлению дизайна свело обучение по дисциплинам рисунка и живописи фактически к теории (в частности, по рисунку к пластической анатомии или техническому рисунку, а по живописи – к цветоведению). Нагрузка же по учебным программам, посвящённым современным полиграфическим технологиям, где интенсивно используются компьютеры и программное обеспечение, заметно увеличилась. Это привело к тому, что многие студенты при работе над проектами уже с самого начала отдают предпочтение пакетам графических программ.
Несмотря на то, что общепрофессиональные дисциплины представляют собой одно из направлений учебной программы, которое легче всего увязать с другими предметами (студенты могут рисовать то, что они видят, описывать то, с чем сталкиваются, а также обсуждать профессиональный контекст какой-нибудь важной идеи), до недавнего времени такие дисциплины, как «Академический рисунок» и «Академическая живопись» практически сводились к единой методике и не были тесно привязаны к дисциплинам профильного блока.
Вопросы средств выражения композиционного замысла, формирования логики пространственного мышления у дизайнеров могут подниматься и на других занятиях или смыкаться с различными областями учебной программы, но нельзя не заметить – если рисунок и живопись изолированы от других предметов, они становятся бессмысленными и скучными для многих студентов профильного обучения. Именно в этом и заключается один из наиболее серьёзных недостатков, которыми страдают многочисленные программы по этим дисциплинам, появившиеся в изобилии за последние два десятилетия, особенно в непрофильных вузах.
Появление стандартов нового поколения позволило несколько урегулировать положение в пользу направленности обучения, тем не менее, многие преподаватели дисциплин специализации сегодня задаются вопросами: «Зачем нужны академический рисунок и живопись?», «В чём их значение?» и «Нужны ли они вообще?»
Слово «значение» может иметь разный смысл, но в данном контексте оно обычно означает следующее: имеет ли учебный материал общественное значение или техническое применение? Не всегда смысл слова «значение» сводится именно к этому. До недавнего времени «имеющим значение» считалось всё, с чем непосредственно сталкивался студент в процессе обучения, но в настоящее время неотъемлемой частью преподавания дисциплин по рисунку и живописи у дизайнеров стало появление дополнительных возможностей в обучении спецрисунку и спецживописи, которые расширяют диапазон приобретаемых компетенций в контексте именно технического применения (в части художественных приёмов и техник изображения).
Насколько оправдано такое положение в проектировании одежды?
В настоящее время на производстве швейных изделий графические редакторы используются в основном на этапе технического проектирования (конфекционирование изделий, создание узоров, вышивок и фурнитуры), а также для проведения виртуальных презентаций коллекций и рекламы. К сожалению, складывается впечатление, что в большинстве своём то, что сегодня преподаётся на занятиях по академическому рисунку и живописи, «не имеет значения», поскольку выходит за пределы профессионального опыта студентов. Вряд ли стоит приобщать их к вполне конкретным «медицинским» знаниям из области строения человеческого скелета и мышц, когда, скажем, игнорируются такие области, как история графики моды или стилизм в моде.
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению дизайна последнего поколения позволил осуществить плавный «перевес» от общепрофессионального блока дисциплин к профилю, и наполнить полноценной нагрузкой учебные программы по проектной графике, её истории и живописно-графическим техникам [1]. Отказавшись от существенной части часов, посвящённых традиционным (академическим) методам обучения рисунку и живописи, преподаватели начали требовать, чтобы студенты открывали для себя изобразительный язык в рамках профессиональной графики самостоятельно. В результате на первый план вышел так называемый метод «открытий» , который, с одной стороны, предоставляет студенту полную свободу, с другой – не гарантирует осознанного и подготовленного результата, так как представляет собой лишённый твёрдой структуры и определённого содержания метод импровизации – обучения техникам и приёмам изображения «по воображению».
Проявилась тенденция как можно полнее компенсировать прежние упущения в практической работе с натурой и тратить почти всё учебное время преподавателей по дисциплинам «Проектная графика», «Техника и технология живописно-графических материалов» и «Проектирование костюма» на индивидуальную работу с отдельными студентами при обсуждении самостоятельных практик. Несмотря на то, что данные «эксперименты» слишком индивидуальны и сложны, их результаты могут иметь большое значение для развития системы обучения в области профильного дизайна. Практические результаты в форме проектов могут быть использованы для того, чтобы помочь студентам провести свои собственные поиски и прийти к авторскому изобразительному языку.
Содействуют ли этому навыки и умения, полученные на занятиях по рисунку и живописи?
Целью курса «Академический рисунок» является развитие художественной культуры, объемно-пространственного мышления, формирование навыков изображения формы, пространства, окружающей среды и человека, с натуры и по воображению. Рисунок является изначальным средством выражения композиционного замысла, формирует логику пространственного мышления дизайнера, служит базовым инструментом выражения проектной идеи и художественного образа [2].
Курс академического рисунка традиционно – один из основополагающих в системе подготовки дизайнеров по костюму. Принципы выявления структурной составляющей формы (предмета, детали, человеческой фигуры) способствуют развитию творческих способностей студентов, обучающихся по направлению дизайна, которое обусловлено спецификой профиля. В полной мере это относится к будущим дизайнерам по костюму, так как будущий модельер должен иметь достаточный уровень знаний изобразительной культуры, особенно в изображении человека, владеть техникой и технологией графических материалов при разработке проекта.