Роль некоммерческих организаций в формировании гражданского общества

Role of Non-Profit Organizations in Creating Civil Society



К.Н. Шуба
K.N. Shuba
аспирант кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • некоммерческие организации
  • гражданское общество
  • Общественная палата
  • общественный сектор
  • зарубежный опыт

Keywords:

  • non-profit organizations
  • civil society
  • Civic Chamber
  • public sector
  • international experience

Приводится зарубежный опыт деятельности некоммерческих организаций (НКО). Определяется необходимость проведения научных исследований общественного сектора в России. Обосновывается возрастающая роль НКО в экономическом развитии государства.

We look at international experience of non-profit organizations. The need to carry out scientific research of public sector in Russia is determined. The growing importance of non-profit organizations for the economic development of the country is studied.

Обзор статьи

Развитие некоммерческих организаций связано с развитием гражданского общества. В странах Запада данная взаимосвязь прослеживается достаточно четко. Так, наибольшая конкретика была отражена в определении «гражданского общества», сформулированного американскими учеными. Согласно проведенным исследованиям [4], данное понятие подразумевает совокупность некоммерческих организаций, которые получили регистрацию в Минюсте Соединенных Штатов Америки. Кроме того, данные организации подпадают под налоговые льготы, предусмотренные для организаций, целью деятельности которых не является распределение прибыли. Несмотря на данное определение, стоит отметить, что именно в США в настоящее время получила бурное развитие теория социального капитала. Таким образом, гражданское общество в США базируется на некоммерческих организациях, деятельность которых приносит существенный социальный эффект. Именно это положение лежит в основе самоорганизации людей.
Сформированное в Европе понятие «гражданское общество» стало более универсальным. Так, в частности, к гражданскому обществу следует относить любые кооперативные движения, которые не являются бизнес-струк-турами или государственными организациями, цель деятельности сводится к получению полезного эффекта [4]. Тем не менее, данное понятие не стало определяющим.
Ещё один подход основывается на том, что гражданское общество не является частью общества вообще, а отражает свойство, стадию развития общества или позволяет получить положительную характеристику. Данное определение имеет исторические корни, но не учитывает современные тенденции, происходящие в мире [4].
Изучение особенностей развития гражданского общества строится на основе получения теоретических и практических результатов деятельности некоммерческих организаций. Отметим, что в США данные исследования осуществляются достаточно давно и за последние 10–15 лет имеется необходимая статистика и практика, подтверждающие, что некоммерческие организации приносят социальный эффект, который, в свою очередь, оказывает существенное влияние на экономические показатели развития государства. Так, например, именно американский подход по определению «гражданского общества» лег в основу одного из самых известных проектов в этой сфере. Причем следует отметить, что данный подход является формально-юриди-ческим. В рамках этого проекта происходило изучение ряда некоммерческих организаций, что привело к необходимости выведения критериев, по которым ту или иную организацию можно отнести к некоммерческой. Так, среди основных критериев были определены следующие [4]:
- возможность функционирования на основе неформальной организационной структуры;
- оказание финансовой поддержки со стороны государства при отсутствии прямой зависимости от него;
- возможность распределения полученной прибыли в соответствии со своими целями;
добровольность;
- самоуправляемость.
Таким образом, реализация данного проекта позволила дать операциональное определение понятия «некоммерческие организации», предложить их классификацию, изложить такие теории, которые объясняли бы необходимость появления НКО, способных производить определенные блага.
Кроме того, стало возможным выделить те типы деятельности НКО, которые способствуют производству социальных благ: образование, здоровье, культура, защита прав, окружающая среда, бизнес ассоциации, профсоюзы, религиозные организации и пр.
Все полученные результаты легли в основу формирования требуемой информации о НКО, такой, как структура, размер, проблемы функционирования.
В свою очередь, данная информация позволила сделать оценку вклада работы НКО в процессе развития экономики страны.
Помимо данного проекта, были реализованы и другие. Их основная целевая направленность сводилась к следующему:
- вывести показатели, необходимые для учета всеми странами;
- сформировать меры по развитию гражданского общества и обеспечению прав человека во всем мире;
- провести оценку политического влияния гражданского общества;
- способствовать росту участия граждан в деятельности НКО;
- обеспечить свободу ассоциаций.
При этом следует отметить, что организаций, занимающихся практическим изучением деятельности НКО, в мире насчитывается значительное количество. Их сфера деятельности достаточно широка и охватывает такие направления, как менеджмент, организационная психология, юриспруденция, налогообложение, фандрайзинг.
Так, например, самой крупной организацией по некоммерческому праву является Центр, базирующейся в Вашингтоне [4]. Его деятельность ориентирована на поддержку некоммерческих организаций почти в ста странах. Среди основных направлений его функционирования можно выделить такие, как:
- выявление условий для существования гражданского общества;
- определение устойчивости развития НКО;
- управление НКО;
- налаживание частно-государственного партнерства с НКО;
- формирование мер по саморегулированию всего общественного сектора.
В целом, мировая практика оказания поддержки НКО находится на высоком уровне. Однако основная проблема заключается в том, что не все страны способны предоставлять данные по сформулированным критериям. Российская Федерация является одной из таких стран. Таким образом, в России к определенному моменту настала объективная необходимость в налаживании системы мониторинга за деятельностью НКО и формировании органа, который будет аккумулировать в себе всю полученную информацию. Таким органом стала Общественная палата, созданная в 2005 году.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях (в ред. ФЗ от 02.11.2013 г. № 291-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон РФ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение Губернатора Санкт-Пе-тербурга от 18 октября 2000 года № 1114-р «Об Общественной палате Санкт-Петербурга» (с изм. на 17 января 2014 года) // «Кодекс»: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs. cntd.ru/document/8344023 (дата обращения: 07.05.2014)
4. Исследования гражданского общества и НКО в Европе и США (краткий обзор) // Некоммерческое законодательство: портал о российском некоммерческом законодательстве. URL: http://www.law-ngo.ru/library/detail/ 1109/ (дата обращения: 07.05.2014)
5. Концепция взаимодействия Общественной палаты с Общественными советами при региональных органах власти // БезФормата.ru: [сайт]. URL: http://uliyanovsk. bezformata. ru/listnews/obshestvennoj-palati-s-obshestvennimi/15239989/ (дата обращения: 07.05.2014)

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2