Зарубежный опыт проведения мероприятий спортивно-событийного туризма

International Experience of Sport Events Tourism



Е.В. Печерица
Ye.V. Pecheritsa
доцент кафедры рекреации и туризма ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат социологических наук, доцент
senior lecturer at the Department of Recreation and Tourism of St. Petersburg State University of Economics, PhD in Sociology, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • событийный туризм
  • массовые мероприятия
  • чемпионат мира по футболу
  • Формула 1
  • Олимпийские игры
  • гостиничные услуги

Keywords:

  • event tourism
  • public events
  • Football World Cup
  • Formula 1
  • Olympic Games
  • hotel services

Рассматривается международный опыт проведения массовых мероприятий спортивно-событийного туризма, среди которых и проведение чемпионатов мира по футболу, и различные крупные теннисные турниры, и, конечно, Олимпийские игры. В заключение делается вывод о том, что в массовый социальный культурно-познавательный и рекреационный туризм оказываются вовлеченными не только зрители спортивных состязаний, но и десятки миллионов туристов, путешественников.

We look at the international experience of public events of sport and event tourism among which the World Cup, various major tennis tournaments, and certainly the Olympic Games. We make a conclusion that mass social cultural, educational and recreational tourism involves not only the sport events audience but also millions of tourists and travelers.

Обзор статьи

В современном мире сложилась целая индустрия спортивно-событийного туризма. По данным статистики, в системе мирового туризма доля спортивно-событийного туризма стабильно увеличивается примерно на 1,5% в год [10]. Кроме того, произошли существенные изменения в структуре возрастного и имущественного состава туристских потоков. Так, доля путешествующих лиц в возрасте до 30 лет занимает более 40% туристских потоков [4].
Перечень спортивных событий в мире является очень обширным и предоставляет широкий выбор для любителей различных видов спорта. Однако по популярности выше всех находится футбол – игровой вид спорта, ставший частью национальной культуры многих стран и объектом национальной гордости. Это во многом определяет высокий уровень интереса, проявляющегося к футболу.
Самое значительное событие в мире спорта – чемпионат мира (ЧМ) по футболу. Первый чемпионат состоялся в 1930 году в Уругвае, с тех пор он разыгрывается раз в четыре года (кроме 1942 и 1946 г.) [3].
Проведение чемпионатов по футболу способствует экономическому развитию страны. ЧМ–2010 в ЮАР способствовал привлечению в страну более чем 300 тысяч туристов [3]. За время чемпионата только болельщиками было потрачено около 53 млн. USD. При этом 59% из числа всех туристов приехали в ЮАР с целью туризма в 2010 году в первый раз.
Большое количество туристов, приезжающих на чемпионат, дают мощный толчок развитию всего гостиничного бизнеса в стране. Кроме того, инвестиции в гостиничную сферу благотворно влияют на развитие экономики в целом [8; 9]. Например, в Южной Корее в преддверии ЧМ–2002 размер инвестиций в гостиничный комплекс вырос на 942%: с 17 млн. USD в 1997 году до 179 млн. USD в 2002 году [3].
При этом только «за счет проведения ЧМ (без учета иных влияющих факторов) были достигнуты следующие показатели: стоимость гостиничных услуг составила 262 млн. USD, прибыль гостиничного бизнеса – 62 млн. USD, стоимость гостиничной инфраструктуры увеличилась на 142 млн. USD. За счет только косвенных налогов с гостиничного бизнеса доход государства составил 17млн. USD» [1].
Также популярностью пользуются турниры по теннису, на которые болельщики приезжают по тем же причинам. Самой большой популярностью пользуются крупные международные турниры: WTA, ATP и Большой шлем. Конечно, на данных соревнованиях не такое большое количество развлечений, как, например, на футбольных матчах.
Один из важных сегментов событийного туризма – туры на соревнования «Формула 1» [2]. Интерес туристов к этому соревнованию очень велик. Статистика показывает, что только туры на Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу превосходят «Формулу 1».

Список использованной литературы

1. Архарова И. На чемпионат мира по футболу в Бразилию туристам рекомендуют ехать организовано // Инфогруппа «ТУРПРОМ»: [сайт]. URL: http://www. tourprom.ru/news/25050/ (дата обращения: 17.05.2014).
2. Гвозденко А.А. Гостиничный и турист-ский бизнес. М.: Тандем, 2008. 284 с.
3. Главные спортивные события мира. Календарь событий // «Sports-event». URL: http:// sports-event.ru/ru/calendar (дата обращения: 11.04.2014).
4. Кульгачёв И.П. О полноте и достовер-ности статистических наблюдений в области российского туризма // Союз туриндустрии Рос-сии: [сайт]. URL: http://www.rostourunion.ru/ pages/rus/gor/statistika/ (дата обращения: 16.04.2014).
5. Курушина Е.В. Транснациональный менеджмент: стратегический аспект. Тюмень, 2012.
6. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: Академия, 2008. 262 с.
7. Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. М., 2009. 262 с.
8. Печерица Е.В. Развитие спортивно-со-бытийного туризма в РФ (на примере Южного федерального округа (ЮФО) // Международный журнал прикладных и фундаментальных иссле-дований. 2014. № 9–3. С. 119–123.
9. Полякова А.Г. Инновационная деятель-ность как фактор модернизации экономического пространства региона // Научные труды Вольно-го экономического общества России. 2010. Т. 137. С. 419–427.
10. Событийный туризм // Союз турин-дустрии России: [сайт]. URL: www.rostourunion. ru/pages/rus/ob_rst/ (дата обращения: 12.05.2014).

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2