Адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде техникума

ADAPTATION OF HANDICAPPED STUDENTS TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF TECHNICAL SCHOOL



Е.И. Марченко
Ye. I. Marchenko
методист ГБПОУ ЛО «Бегуницкий агротехнологический техникум»
specialist in teaching methods, Begunitzy Agricultural Technical School
д. Бегуницы (Волосовский район Ленинградской области)
Begunitzy (Volosovo district, Leningrad region)

Ключевые слова:

  • адаптация
  • обучающиеся с ОВЗ
  • профессиональное образование
  • образовательная среда техникума
  • целенаправленная работа
  • программа профессионального обучения

Keywords:

  • adaptation
  • handicapped students
  • professional education
  • educational environment of technical school
  • task-oriented work
  • professional training program

В процессе эффективного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья существенную роль играет адаптация в новой образовательной среде техникума. Для более успешной бескризисной адаптации в процессе профессионального обучения необходимо оптимизировать организацию самого процесса посредством применения объективных и субъективных факторов. Автором выделяется несколько основных методик по выявлению трудностей, препятствующих процессу адаптации и предлагаются пути решения данной актуальной проблемы.

Adaptation of handicapped students to new educational environment of technical school contributes considerably to effective education process. To achieve crisis-free adaptation in professional education it is necessary to optimize the process itself by applying objective and subjective factors. We distinguish certain basic methods to detect obstacles preventing the process of adaptation and suggest ways to solve the problem in question.

Обзор статьи

Обеспечение реализации права граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Понятие «ограничение возможности здоровья» (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности [1].
Лицо с ограниченными возможностями здоровья – это человек, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для обучения. Ведь ограничение возможностей является не просто количественным фактором, оно представляет интегральное, системное изменение личности в целом. Это человек, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования, для этого ему необходимо, в первую очередь, преодолеть ограничения и, во-вторых, решать образовательные задачи, стоящие перед любым человеком, в-третьих, ему необходимо не только особым образом осваивать образовательные программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социальной адаптации).
Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья формируется сложнее и требует особого внимания со стороны всех участников образовательной среды.
С.В. Тарасов отмечает, что образовательная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. Он показывает, что «деструктивный характер среды, например, может быть обусловлен непрофессионализмом педагогов, личностными особенностями субъектов среды» и многими другими факторами [8. С. 4].
В.П. Топоровский обосновывает, что образовательная среда в качестве подсистемы входит в социокультурную среду жизнедеятельности человека. Каждое учебное заведение, кроме того, имея особенности и отличия, может формировать свою среду. Открытая профессионально-образовательная среда организаций СПО представляет совокупность социальных, культурных, экономических, законодательно-нормативных, профессиональных, производственных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит личностное, социальное и профессиональное становление личности обучающихся [9].
Я . Корчак выделяет основные типы среды: догматической, безмятежного потребления, внешнего лоска и карьеры, идейной. Догматический тип характеризуется наличием жестких традиций и авторитета, дисциплиной и пассивностью обучающихся. В безмятежной среде присутствует доброжелательное отношение к обучающимся, в то же время отсутствует необходимая требовательность, что способствует формированию пассивности и неспособности к деятельной и напряженной жизни. Карьерный тип среды формирует конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим. Идейная среда способствует воспитанию личности с высокой самооценкой, «активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную» [6].
Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов, пространственно-предметных объектов, социальных компонентов, учебно-программной документации, информационно-методической среды, коллектива учащихся, педагогического коллектива, межличностных отношений субъектов образовательного процесса, администрации, системы нормативных предписаний и т.д. Все перечисленные составляющие среды взаимосвязаны, они дополняют и обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта, оказывают на определенное воздействие.
Эта деятельность представляет процесс «вхождения» вчерашнего школьника в новую образовательную среду и называется адаптацией. Адаптация – процесс изменения характера связей, отношений обучающегося к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении.
Таким образом, при поступлении в техникум все обучающиеся попадают в новую для них образовательную среду. Большинство из них испытывают трудности адаптационного периода. Эти трудности особо отрицательно сказываются на успешности взаимодействия со сверстниками, на освоении образовательных программ лицами с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому без целенаправленной работы по адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями проблемы в обучении будут накапливаться, что может привести к различным негативным последствиям.

Список использованной литературы

1. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе РФ "Доступная среда" на 2011–2015 годы». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Профессиональное образование и трудоустройство лиц с ОВЗ: сб. нормативно-правовых документов методических и информационных материалов / сост. О.А. Степанова. М.: НИИРПО, 2012. 284 с.
3. Рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях НПО и СПО для лиц с ОВЗ (слабослышащих, не слышащих, слабовидящих). Приложение к письму МО и Н РФ от 27 июня 2007 г. № 03-1430 (Д). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО. № 06–281 от 18 марта 2014 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Аллахвердов В.М., Богданова С.И. [и др.]. Психология / отв. ред. А.А. Крылов. 2-е изд., пер. и доп. М.:ТК Велби: Проспект, 2008.
6. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990.
7. Кузнецова, Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. [и др.]. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002.
8. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2003. 139 с.
9. Топоровский В.П. Современные подходы к созданию открытой профессионально-образовательной среды / Современные подходы к созданию открытой профессионально-образовательной среды: научно-методический сборник. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2015. 188 с.

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2