Компетентностный подход: ретроспективный анализ и современные проблемы внедрения

COMPETENCE APPROACH: RETROSPECTIVE ANALYSIS AND CURRENT IMPLEMENTATION PROBLEMS



О.В. Налиткина
O.V. Nalitkina
olganalitkina@gmail.com
заведующая кафедрой иностранных языков, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат педагогических наук
head of the Department of Foreign Languages, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Pedagogics
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • компетентностный подход
  • ключевые компетенции
  • перечень компетенций
  • ретроспективный анализ
  • этапы развития
  • высшая школа
  • образовательный процесс
  • система оценки компетенций
  • Keywords:

  • competence approach
  • key competences
  • range of competences
  • retrospective analysis
  • development stages
  • higher school
  • educational process
  • system of competences assessment.
  • Вопросы реализации компетентностного подхода остаются актуальными для российского образования. Его внедрение на практике выявило ряд спорных моментов, которые продолжают дискутироваться академическим и педагогическим сообществом. В статье выделены этапы становления компетентностного подхода, представлен его ретроспективный анализ, а также рассмотрены проблемы реализации компетентностного подхода в современном отечественном образовании с точки зрения современных требований к подготовке специалистов.

    The problems of competence approach implementation remain relevant for Russian education. Its practical application revealed a range of contradictions being a topic for discussion in academic and educational society. We distinguish the stages of competence approach development, offer a retrospective analysis of the approach in question and consider the current problems of implementing it in modern education from the point of current requirements to training of skilled specialists.

    Список использованной литературы

    1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 215 с.
    2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 35 с.
    3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. 34–42.
    4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос»: [сайт]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 30.04.2017).
    5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 392 с.
    6. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
    7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: [сайт]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 30.04.2017).
    8. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. // Интернет-журнал «Эйдос»: [сайт]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 30.04.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2