Методика профилактики семантической дислексии у детей в дошкольном образовательном учреждении

METHODS OF PROPHYLACTICS OF SEMANTIC DYSLEXIA IN CHILDREN IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS



Е.В. Дмитриева
О.В. Шарашова
Ye.V. Dmitrieva
O.V. Sharashova
shov26071969@yandex.ru
shov26071969@yandex.ru
учитель-логопед ГБ ДОУ «Детский сад № 35»
заместитель заведующего ГБ ДОУ «Детский сад № 35»
speech therapist, kindergarten № 35
assistant manager, kindergarten № 35
г. Севастополь
г. Севастополь
Sevastopol
Sevastopol

Ключевые слова:

  • дошкольное образовательное учреждение
  • нарушения речи
  • семантическая дислексия
  • профилактика; логопедия
  • проблема обучения чтению
  • закрепление значения слова
  • методика профилактики дислексии
  • Keywords:

  • pre-school educational institution
  • speech disturbance
  • semantic dyslexia
  • prophylactics;
  • speech therapy
  • problem of teaching reading
  • imprinting word meaning
  • methods of dyslexia prophylactics
  • Раскрываются структура и содержание логопедической работы с дошкольниками по профилактике распространенного в настоящее время нарушения речи у детей – семантической дислексии. Анализируются основные направления и методы логопедической работы по профилактике семантической дислексии, предлагается методика практических занятий, игр и упражнений для дошкольников, направленных на развитие звуко-слогового синтеза, грамматического строя речи, а также на уточнение лексики и синтаксических связей между словами в речи у дошкольников.

    We reveal the structure and the essence of logopedic work with preschool children aimed at the prophylactics of semantic dyslexia being a widespread speech disturbance. We analyze the key directions and methods of logopedic work to prevent semantic dyslexia and suggest practical methods of organizing exercises and games for pre-school children targeted at developing sound and syllabic synthesis, grammatical system of speech as well as improving vocabulary and syntactic links in the speech of pre-school children.

    Список использованной литературы

    1. Алексеева Ю.В. Использование системы логопедических игр по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Социальная сеть работников образования: [сайт]. URL: http://www.nsportal.ru (дата обращения: 15.01.2018).
    2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования // Филологические науки. 1960. № 2. C. 6–9.
    3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольников: некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание. 1997. № 2. C. 32.
    4. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. 2004. № 1. C. 34–40.
    5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 222 с.
    6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 176 с.
    7. Жукова Н.С. [и др.]. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М.: КнигоМир, 2011. 320 с.
    8. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М.: URSS, 2016. 206 с.
    9. Лалаева Р.И. [и др.]. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2001. 224 с.
    10. Цейтлин С.Н. Ранние стадии усвоения морфологии // Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. URL: http://asabliva.by/main.aspx?guid=5135 (дата обращения: 15.01.2018).
    11. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. 112 с.
    12. Ястребова А.В. [и др.]. Учителю о детях с недостатками речи. М.: АРКТИ, 1997.
    13. Ященко С.М. Формирование языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ // Логопед. 2015. № 6. С. 80–87.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2