Анализ рынка корпоративных яхтенных мероприятий и чартерных компаний

Analysis of Market of Corporate Yachting Events and Charter Companies



А.Р. Цатурова
Т.В. Кириллова
A.R. Tsaturova
T.V. Kirillova
координатор по финансовым вопросам, ООО «АНКОР Индустриальные решения»
доцент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, кандидат экономических наук
financial coordinator, ANKOR Industrial Solutions plc
associate professor, the High School of Service and Trade, the Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Doctor of Economics, Associate Professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • яхтинг
  • корпоративные регаты
  • отраслевые регаты
  • чартерный флот
  • морской фестиваль
  • Санкт-Петербург

Keywords:

  • yachting
  • corporate regatta
  • industry regatta
  • charter fleet
  • navy festival
  • St. Petersburg

В статье на основе анализа динамики проведения частных корпоративных регат в Санкт-Петербурге выявлен низкий уровень развития собственного чартерного российского флота, связанный с юридическими и инфраструктурными ограничениями. Отмечены законодательные ограничения развития яхтинга в России. Выявлены перспективы развития отраслевых регат в стране. Сделан вывод о том, что поддержка таких мероприятий на уровне Администрации города и страны положительно скажется на количестве и качестве маломерного флота и статусе Санкт-Петербурга как площадки для проведения праздников и фестивалей морской тематики.

By analyzing the dynamics of private corporate regatta in St. Petersburg we reveal a low development level of own charter Russian fleet due to legal and infrastructure restraints. Certain legislative restrictions of yachting development in Russia are noted. We reveal the prospects of industrial regatta in the country. We make a conclusion that the support of national government and city administration will positively affect the quantity and quality of small boats in St. Petersburg as a host of navy celebrations and festivals.

Обзор статьи

Рынок корпоративных яхтенных мероприятий в России находится в стадии активного развития. Темпы его роста составляют 10–20% ежегодно. Широкое распространение получили event-мероприятия, которые позволяют заказчику достичь определенных целей.
Отдельным видом событий в рамках яхтинга являются так называемые корпоративные регаты – мероприятия, организуемые для компании-заказчика на платной основе: тимбилдинги, клиентские дни, конференции, съезды партнеров и т.п. По формату такие мероприятия могут быть парусными регатами, квестами на морскую тематику на территории яхт-клуба, водно-моторными квестами, корпоративным обучением основам парусного спорта, рекламными акциями и фото-, видеосъемками на воде.
Корпоративной регатой считается мероприятие на яхтах с количеством гостей от 20 до 400 человек. Как правило, в корпоративных регатах большинство участников – новички в парусном спорте и поднимаются на палубу яхты впервые [3].
За исследуемый период 2012–2018 гг. на рынке частных корпоративных регат наблюдается стабильный спрос. Рост рынка яхтенных event-услуг, появляющаяся у петербуржцев мода на отдых на воде и благоприятная погода летнего сезона 2018 г. способствовали увеличению спроса на проведение таких мероприятий.
Опрошенные участники рынка отмечают увеличение спроса на услуги: значительно выросло число корпоративных регат, проводимых в городе, заметен приток частных клиентов в парусные школы. По сравнению с 2017 г. в сезоне 2018 г. число регат выросло на 66% (см. рисунок).
Подогревая спрос на отдых на яхте и моду на занятие парусным спортом, петербургские «чартерные» компании вносят существенный вклад в развитие событийности в сфере яхтинга и, по сути, формируют рынок коммерческих яхтенных событий.
Термин «чартерная компания» к российским реалиям возможно применить лишь условно, поскольку для полноценной деятельности по аренде парусных и моторных судов все еще существуют законодательные ограничения: несовершенство законодательства в сфере коммерческого использования маломерных судов; сложность таможенного оформления и покупки судов из-за рубежа; невозможность использовать международные права систем IYT и RYA, признанные во всем мире, для управления яхтой в РФ и прочее.
Отсутствие в РФ легальной возможности взять яхту в аренду без капитана, пользуясь международными правами, – в так называемый Bareboat Charter – оказывает негативное влияние на ассортимент яхтенных услуг и не дает рынку возможности предлагать клиентам продукты и сценарии мероприятий, распространенные и популярные за рубежом. Вследствие этого в нашем регионе существует так мало компаний-судовладельцев с монотипным флотом яхт, ориентированным на проведение соревнований и обучения.

Список использованной литературы

1. Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 г. № 771-164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/ (дата обращения: 26.09.2019).
2. База данных морских судов. URL: https://www.fleetmon.com/ (дата обращения: 30.09.2019).
3. ICOMIA. International Council of Marine Industry Associations. URL: https://www.icomia.com/ (дата обращения: 03.10.2019).
4. The World Bank: [сайт]. URL: https://www.worldbank.org/ (дата обращения: 05.10.2019).

РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2