Государственно-частное партнерство в системе инфраструктурных потребностей Республики Беларусь

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN SYSTEM OF INFRASTRUCTURAL NEEDS OF REPUBLIC OF BELARUS



Ю.В. Криворотько
А.Б. Блахин
Yu.V. Krivorotko
A.B. Blakhin
Kriff55@gmail.com
9909032@mail.ru
зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Белорусского Института Правоведения, доктор экономических наук
аспирант кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit, Belarus Institute of Law, Doctor of Economics
post-graduate student, the Department of Corporate Finance and Business Assessment, St. Petersburg University of Economics
Минск, Беларусь
г. Санкт-Петербург
Minsk, Belarus
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • Беларусь
  • инвестиции в инфраструктуру
  • государственно-частное партнерство
  • инфраструктурный план
  • проекты государственно-частного партнерства
  • финансирование государственно-частного партнерства
  • Keywords:

  • Belarus
  • investment in infrastructure
  • state-private partnership
  • infrastructure plan
  • projects of state-private partnership
  • funding of state-private partnership
  • В статье раскрываются экономические предпосылки ускоренной реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в Республике Беларусь. Представлены пилотные проекты ГЧП в системе инфраструктурного плана правительства на перспективу. Анализируются преимущества и недостатки ГЧП как метода финансирования проектов. Рассматриваются основные барьеры ускоренного развития ГЧП в Беларуси.

    We describe economic prerequisites for accelerated implementation of projects of state-private partnership in Belarus. We introduce pilot projects of state-private partnership in the system of long-term infrastructure plan. Advantages and disadvantages of state-private partnership as a project funding method are analyzed. The key barriers preventing accelerated development of state-private partnership in Belarus are considered.

    Обзор статьи

    В наше время понятие государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) довольно широко распространено в кругу государственных деятелей, законодателей, представителей бизнеса и экспертов в Беларуси. Последние события в белорусской экономике и финансах ярко показывают, что роль ГЧП становится еще более востребованной и срочной. Это вызывает несомненный интерес среди ученых, практиков, экспертов в исследованиях опыта ГЧП как в странах ЕС, так и в постсоветских странах для использования положительного опыта в развитии инфраструктур и лучшего предоставления общественных услуг.
    В условии рецессии Беларусь сталкивается с проблемами, одной из которых является потребность в капиталовложениях в современную инфраструктуру при очень ограниченных возможностях традиционного бюджетного финансирования. При этом тенденция к сокращению бюджетного финансирования прослеживается уже в последние годы. Согласно инфраструктурному плану правительства, доля инвестиций в инфраструктуру к ВВП сокращается каждый год. Если в 2006 году этот показатель составил 1,2%, то в 2014 – 0,8%, что указывает на потребности поиска новых механизмов финансирования инфраструктурных проектов. Эти механизмы должны улучшить уровень жизни населения и обслуживание общественных потребностей на уровне социальных стандартов по сравнению с прошлыми годами. В долгосрочной перспективе до 2020 года потребности в финансировании для создании средств инфраструктуры оценены в 17,9 млрд долл. США., а с 2021 до 2030 – $50,5 млрд долл. США [1].
    Как показывают данные рисунка, среднегодовой разрыв между инвестиционными потребностями в инфраструктуру и возможностью традиционного бюджетного финансирования в течение 2016–2020 гг. планируется в размере 1,57 млрд долл. США, а в течение 2021–2030 – 2,41 млрд долл. США [1].
    В этих условиях у белорусского правительства не остается никаких других путей финансирования разрыва инфраструктурных объектов, как использование ГЧП. Это обстоятельство может свидетельствовать о том, что ключевые факторы успеха ГЧП выступают актуальными для Республики Беларусь.
    В настоящее время в Беларуси в качестве пилотных проектов отобрано только 7 из 63 представленных, из них 2 проекта – дорожной инфраструктуры, 2 –энергетической инфраструктуры и 3 – социальной сферы [1]. Общий размер инвестиций в эти проекты составляет 1,1 млрд долл. США и охватывает около 27% потребностей национального инфраструктурного плана Республики Беларусь на 2016–2030 годы. Все это придает существенный оптимизм в развитии инфраструктуры посредством ГЧП.
    В последние годы в исследованиях ряда ученых по вопросу преимуществ и недостатков ГЧП в европейских странах выдвигаются аргументы «за» ГЧП и «против» ГЧП [4]. Эти аргументы распределены по четырем главным группам схемы функционирования партнерства: финансирование капитальных вложений (строительство); эксплуатация и управление объектом ГЧП; финансовое воздействие ГЧП; политические и социальные последствия ГЧП (см. таблицу).
    Как видно из приведенной таблицы, дебаты вокруг ГЧП все еще продолжаются. После длительной рецессии во многих развитых странах доверие к частному сектору стало возрастать, а негативное влияние на ГЧП стало заметно угасать. Растущая враждебность к частному сектору может быть полностью изменена путем введения новых финансовых, регулирующих и процедурных методов. Стало широко известным, что ГЧП может быть более крепким механизмом в предоставлении общественных услуг, который сопровождается прозрачными методами составления бюджета, эффективной закупочной деятельностью, использованием оценки соотношения цены и качества, введением лимитов на обязательства по ГЧП, учета по методу начислений в общественном секторе экономики. Однако эти сложные методы финансового менеджмента в общественном секторе экономики будут работать эффективно при условии, если в стране будет развита институциональная среда ГЧП и политическое и управленческое окружение будет в состоянии использовать эти методы эффективно. Следует также осознавать, что ГЧП – не чудодейственное средство, и процесс его развития занимает определенное время. Тем не менее, это может значительно улучшить количество и качество общественных услуг.
    В Республике Беларусь существует ряд барьеров, устранение которых обеспечило бы прорыв в развитии ГЧП. Наиболее важными из них являются нижеследующие.

    Список использованной литературы

    1. Государственно-частное партнерство. Реализуемые проекты: [сайт]. URL: http://www.pppbelarus.by/projects/ongoing/ (дата обращения: 17.12.2016).
    2. European Commission. Guidelines for successful public-private partnerships (Руководство по успешному государственно-частному партнерству). 2003. Р. 50. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/guides/ppp_en.pdf (дата обращения 17.12.2016).
    3. Grimsey D., Lewis M. Public Private Partnerships: The Worldwide Revolution in Infrastructure Provision and Project Finance (Государственно-частное партнерство: Международная революция в инфраструктурных положениях и проектном финансировании). Edward Elgar, Cheltenham, 2004.
    4. Peteri G. PPP: past, presence and prospects (ГЧП: прошлое, настоящее и перспективы), 9 October, 2016. URL: http://publicgoods.eu/ppp-past-presence-and-prospects (дата обращения: 17.12.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2