Профессиональное воспитание в открытом социально-профессиональном пространстве

PROFESSIONAL UPBRINGING IN OPEN SOCIO-PROFESSIONAL ENVIRONMENT



В.И. Белов
V.I. Belov
frpo@loiro.ru
профессор кафедры профессионального образования ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», доктор педагогических наук, профессор
professor, the Department of Professional Education, Leningrad Regional Institute of Development of Education, Doctor of Pedagogics, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • профессиональное воспитание
  • социально-профессиональное пространство «Человек – профессия – общество»
  • этапы профессионального воспитания
  • профессиональное самоопределение
  • профессиональное становление
  • профессиональная адаптация
  • профессиональное совершенствование
  • Keywords:

  • professional upbringing
  • socio-professional environment “Man – profession – society”
  • stages of professional upbringing
  • vocational self-determination
  • professional formation
  • professional adaptation
  • professional development
  • Рассматривается проблема профессионального становления личности специалиста-профессионала в непрерывном процессе профессионального воспитания, раскрываются принципы профессиональной ориентации и этапы профессионального воспитания личности в современных условиях.

    We consider the problem of professional formation of a specialist in continuing process of professional upbringing; principles of professional orientation are revealed and stages of professional upbringing under modern conditions are described.

    Обзор статьи

    Одним из способов создания системы отношений человека с миром является воспитание. Воспитание мы рассматриваем как социальное явление и как одну из форм связи между элементами структуры общества, между обществом и личностью, между человеком и миром в целом. Для нашего исследования наиболее значимыми выступают такие системы отношений человека с миром, как «Человек – профессия», «Человек – труд», «Человек – человек», «Человек – общество», «Человек – культура», но в конечном итоге нас интересует педагогическая система становления личности профессионала в открытом социально-профессиональном пространстве – «Человек–профессия–общество».
    В новом «Законе об образовании в РФ» дано определение образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, а также как совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
    Воспитание определено как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].
    Известно, что всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс, а следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
    Воспитание как целенаправленный, осознанный процесс выполняет, по нашему мнению, ряд функций:
    1) форма связи человека и общества;
    2) форма деятельности;
    3) средство адаптации человека к конкретным социально-экономическим условиям общества;
    4) педагогическая деятельность;
    5) закон существования любого общества.
    В аспекте нашей темы интерес представляет воспитание как средство адаптации человека к конкретным социально-экономическим условиям общества и как педагогическая деятельность.
    Из всего многообразия видов воспитания выберем трудовое и профессиональное. Эти виды воспитания выполняют практически одну и ту же функцию – становление профессиональной личности в системе открытого социально-профессионального пространства «Человек–профессия–общество».
    В широком значении профессиональное воспитание понимается как сложный вид целенаправленного взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого формируется профессиональная культура будущего работника, обеспечивающая высокое качество его трудовой деятельности, нравственный облик, профессиональные мотивы, интересы, ценности, а также профессиональная компетентность, мобильность и успешность социальной адаптации выпускника профессиональной учебной организации, что обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда.
    Название «Профессиональное воспитание» мы выдвигаем по аналогии с другими направлениями воспитания, которые отражают другие системы отношений человека с миром: «Человек – труд» – трудовое воспитание, «Человек – общество» – социальное воспитание, «Человек–государство» – гражданское воспитание, «Человек – природа» – экологическое воспитание, «Человек – здоровье» – валеологическое воспитание и т.д.
    Педагогическая система становления личности человека в сфере отношений «Человек–профессия–общество» включает все названные выше системы отношений как элементы формирования личности профессионала, социально и профессионально адаптированной и компетентностной.
    В профессиональном воспитании, как в непрерывном процессе, выделяются четыре самостоятельных, но взаимосвязанных содержательно-временных этапа, соответствующих компонентам его системы:
    I этап – профессиональное самоопределение. Этот этап не является единовременным актом, это сложный, психологически и социально трудный процесс. Он включает в себя всю профориентационную работу, такие ее элементы, как профессиональная информация, профессиональная пропаганда, профессиональная агитация, профессиональная консультация, профессиональная диагностика.
    Результатом данного этапа, который является сущностью общего процесса трудового воспитания учащихся, является выбор профессии.
    Но необходимо отметить, что при новой парадигме образования «Образование через всю жизнь» все реже оказывается корректным и применимым в массовой практике традиционное понятие «выбор профессии», более актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этими ресурсами.
    Профориентация в профессиональной учебной организации имеет некоторое информационно-организационное отличие, приобретает форму профессионального отбора и направлена на развитие любви и уважения к конкретной профессии, выбранной абитуриентом. Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, можно сформулировать и обосновать группу принципов, которыми должны руководствоваться молодые люди, выбирающие себе профессию и, следовательно, место в социальной структуре общества.
    Принцип сознательности – стремление удовлетворить не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и интересы общества в конкретной ситуации.
    Принцип соответствия – совпадение, связь личностного и общественного аспектов выбора конкретной профессии.
    Принцип активности – энергичный самостоятельный поиск профессии самой личностью, в учебной трудовой деятельности, в работе различных кружков, в чтении литературы по профессии и т.д.
    Принцип развития – выбор такой профессии, которая в перспективе дает возможность личности повышать квалификацию, добиваться увеличения заработной платы, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.д.
    Кроме того, в профориентации следует руководствоваться и общепедагогическими принципами, такими как:
    - связь профориентации с жизнью, трудом, практикой общественного развития;
    - связь профориентации с трудовой подготовкой школьников;
    - систематичность и преемственность;
    - взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации;
    - взаимосвязь педагогического и воспитательного подходов к профориентации;
    - дифференцированный и индивидуальный подход;
    - оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм;
    - соответствие содержания, форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям данного региона.
    II этап – профессиональное становление. На этом этапе профессионального воспитания осуществляется изучение учащимися конкретной профессии. Он включает процесс овладения данной профессией в общеобразовательной школе, непосредственно на производстве в трудовом коллективе или в специальном профессиональном учебном заведении.
    Для этого этапа характерно овладение учащимися соответствующими знаниями, практическими умениями и навыками, воспитание любви к избранной профессии, формирование профессиональных качеств, предварительная апробация правильности выбора профессии, развития профессиональных способностей.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Белов В.И. Воспитание учащихся в учебных учреждениях начального профессионального образования: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 185 с.
    3. Белов В.И., Беляев Н.Д. Организация профессионального воспитания в учреждении профессионального образования. СПб.: ИПК СПО, 2003.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2