Автоматизация мониторинга и контроля успеваемости студентов на примере опыта Государственного института экономики, финансов, права и технологий

AUTOMATION OF MONITORING AND CONTROL OF STUDENTS’ PROGRESS BY THE EXAMPLE OF STATE INSTITUTE OF ECONOMICS, FINANCE, LAW AND TECHNOLOGY



З.М. Ломаза
Z.M. Lomaza
lomazazm@gmail.com
доцент кафедры информационных технологий, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Information Technology, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • учебный процесс
  • успеваемость
  • мониторинг и контроль
  • база данных
  • система управления базами данных
  • автоматизация
  • единое информационное пространство
  • Keywords:

  • educational process
  • progress
  • monitoring and control
  • database
  • system of database management
  • automation
  • common information space
  • В статье рассматривается проблема создания единого информационного пространства и возможность автоматизации мониторинга и контроля успеваемости студентов средствами системы управления базами данных MS Access на примере анализа опыта заочной формы обучения Государственного института экономики, финансов, права и технологий. Приведены формы, запросы, отчеты, наглядно представляющие результаты автоматизации мониторинга.

    We consider the problem of creating a common information space and possibility of automating monitoring and control of students’ progress by means of the system of database management MS Access by the example of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology. Forms, requests, reports illustrating the results of the automation of monitoring are given.

    Обзор статьи

    Организация учебного процесса любого учебного заведения включает в себя: разработку учебного плана, разработку графика учебного процесса, организацию процесса обучения, организацию приема и выпуска студентов, ведение табеля и учет оплаты преподавателей. Одна из важнейших задач– это эффективная и рациональная организация учебного процесса, мониторинг и контроль успеваемости студентов. В современных условиях, когда информационные технологии вошли в повседневную жизнь, имеется возможность создать единое информационное пространство на уровне учебного заведения, что позволит оперативно получать достоверную информацию, эффективно планировать и контролировать основные процессы.
    В качестве средства по хранению, упорядочению, обработке и извлечению информации целесообразно использовать систему управления базами данных (СУБД). База данных (БД) – это совокупность специальным образом организованных данных, хранящихся на электронных носителях. Главная задача базы данных – это хранение данных, относящихся к определенной предметной области в одном или нескольких местах, таким способом, который позволяет исключить дублирование информации. Создание баз данных преследует две основные цели: понизить избыточность данных и повысить их надежность [1].
    Государственный институт экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ) основан в 1996 году по распоряжению Правительства Ленинградской области. Сегодня ГИЭФПТ – ведущий вуз области, один из лучших в Северо-Западном федеральном округе РФ, включен в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России», «Ведущие научные учреждения России». В 2008 г. ГИЭФПТ стал лауреатом премии правительства Ленинградской области по качеству, в 2011 г. сертифицирована система менеджмента качества на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001–2008.
    ГИЭФПТ – конкурентоспособный, динамично развивающийся вуз, в нем обучается свыше 5 тыс. студентов из 37 субъектов Российской Федерации. Обучение ведется на бюджетной и договорной основе. В вузе – 14 кафедр, на которых работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав (73% преподавателей имеют ученые степени и звания) [2].
    Заочный факультет (ЗФ) Государственного института экономики, финансов, права и технологий – самый востребованный и многочисленный факультет вуза. За 20 лет существования факультета высшее образование получили свыше 7000 чел.
    Более половины студентов – это жители Гатчины и Гатчинского района, около 30% – Санкт-Петербурга, кроме того, на факультете учатся проживающие в других муниципальных образованиях Ленинградской области и регионах РФ.
    Студенты отмечают следующие достоинства и преимущества получения высшего образования на заочном факультете нашего вуза:
    ● на заочном факультете работают высококвалифицированные преподаватели (свыше 70% имеют ученую степень и звание);
    ● доступная стоимость обучения (в 2016–2017 учебном году);
    ● в вузе накоплен опыт организации учебного процесса по заочной форме обучения, отработаны методики преподавания и контроля знаний, разработаны необходимые учебные пособия;
    ● в распоряжении студентов замечательная библиотека вуза, учебный фонд которой насчитывает 80 тыс. экземпляров,
    ● для удобства работы создан электронный каталог, имеется свободный доступ в Интернет и систему «КонсультантПлюс», доступ к электронной библиотеке;
    ● при организации образовательного процесса на заочном факультете используются элементы дистанционного обучения, на сайте вуза размещены задания для самостоятельной работы и вопросы к экзаменам в разделе соответствующей кафедры, современные компьютерные технологии позволяют решить проблему контакта преподавателя и студента в период между сессиями, дают возможность оперативного получения консультаций при решении учебных задач [3].
    Основной функцией заочного деканата является организация учебного процесса, данная функция отражается в трех направлениях: организация работы с персоналом, организация работы с преподавателями и организация работы со студентами. Все направления деятельности деканата заочного факультета взаимосвязаны между собой. Схематически функциональную структуру заочного факультета (ЗФ) можно представить в виде схемы (схема 1).
    Специалисты ЗФ имеют 3 рабочие станции, оборудованные настольными компьютерами на базе Windows XP. Рабочие станции в деканате оборудованы компьютерами на базе процессора Intel® Celeron® CPU 2,80 GHz, с установленной ОЗУ 1гб, тип операционной системы – 32-разрядная, активированная Windows XP, оценка производительности – 2,9, присутствует интегрированная модель видеоадаптера Intel® G33/G31 Express Chipset Family. Все студенты, которые обращаются в деканат, получают ответы на свои вопросы именно здесь. Помимо обработки повседневных студенческих проблем в этой части деканата решаются различные организационные задачи: составление списков студентов, составление направлений на пересдачу и списка должников. Также имеется полный архив документов по разработке учебного плана, разработке учебного графика, организации процесса обучения, приема и выпуска студентов, ведения рабочего учета и плана выплаты заработной платы преподавателям. Специалисты сталкиваются с большим объемом рутинной работы, которая может быть автоматизирована.

    Список использованной литературы

    1. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие / под ред. проф. А.Н. Романова, проф. Б.Е. Одинцова. М.: Вузовский учебник, 2010. 410 с.
    2. EduScan – все вузы и ссузы России: [сайт]. URL: https://eduscan.net/colleges/loief (дата обращения: 10.06.2016).
    3. Государственный институт экономики, финансов, права и технологий: [сайт]. URL: http://www.loief.ru/node/307 (дата обращения: 10.06.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2