Мы живем в удивительное время – время глобальных изменений: парадигмальные сдвиги, когнитивные диссонансы, инновации во всех сферах жизни, появление новых технологий и др. Ритм жизни с упорным постоянством усиливается, становится порой пугающим. Необходимо все время кого-то и что-то догонять, перегонять, менять траектории, набирать ускорение, анализировать, внедрять, оценивать. Пожалуй, не найти такой сферы жизни, где все было бы размеренно, устойчиво, надежно, «на века», «как когда-то…». Поэтому человеку важно уметь и учиться анализировать, сопоставлять, искать правильное, адекватное целям и задачам решение.
В образовании как в одном из приоритетных программных направлений политики государства отражаются так или иначе все сложности нашего времени, все противоречия, возникающие в мире и в стране, все вызовы и риски эпохи. Учительству же всегда было свойственно находиться в поиске решения проблем, связанных с развитием подрастающего поколения и общества в целом. Где найти ответы на многие вопросы современного образования, обучения, воспитания? Каким образом возможно объединить теорию с практикой, овладеть необходимыми инструментами педагогического мастерства для того, чтобы в поисках смысла «не навредить» ребенку, помочь ему развиться в самостоятельную личность?
Как важно обрести единомышленников среди коллег, собратьев по педагогическому высокому «ремеслу» тех, кто обучает и обучается сам, кто задает вопросы и ищет ответы, кто исследует вселенную Человека.
Чтобы быть готовым к решению образовательных задач, педагогу нужно самому меняться, овладевать новыми педагогическими технологиями, организовывать развивающее обучение, способствующее раскрытию творческого потенциала, формировать мотивацию к самообучению, саморазвитию, самоанализу, рефлексии, исследованию, проектированию педагогической деятельности [4].
Именно эта потребность в развитии, а также необходимость в объединении ресурсов исследовательского потенциала педагогов отражена и закреплена на законодательном уровне в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (статья 47, глава 5, пункт 6). В законе отмечено, что педагогические работники могут пользоваться академическими правами и свободами, среди которых «право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций» [1].
При анализе основных нормативно-правовых документов по стратегии развития системы образования России и подготовки специалистов в области педагогических специальностей нельзя не отметить особую актуальность такого интегративного понятия, как исследовательская компетентность, которая, по мнению многих ученых, является одним из основных компонентов профессионализма педагога.
Исследовательская компетентность педагога содержит в себе предметный, культуротворческий, социальный, мировоззренческий аспекты и, прежде всего, выражается в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность представляет собой интегративное системное, аналитическое видение и организацию своей работы. В ее основе лежат педагогический поиск, системное прогнозирование, моделирование различных вариантов образовательных и управленческих взаимодействий, педагогических ситуаций, оценка эффективности и результативности [3].
Об этом говорится и в требованиях к педагогическим работникам в «Профессиональном стандарте педагога», поскольку повышение качества образования связано с уровнем квалификации педагогов, с эффективным применением современных педагогических технологий в ходе образовательного процесса. Кроме обучения дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года, педагогические работники обязаны «использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации учебной и учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности» [2].
Педагогам Ленинградской области в этом повезло. Начиная с 2003 года при Ленинградском областном институте развития образования действует «Школа исследовательской культуры» (первоначально она имела название «Школа исследователей», «Школа молодого ученого»), что особенно дорого тем, кто получил «путевку» в науку именно здесь. Автором оригинального проекта, бессменным руководителем и вдохновителем является Топоровский Виталий Петрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального образования, декан факультета профессионального образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО». Благодаря его неиссякаемой энергии поиска, активной жизненной позиции, творческому заряду, на протяжении 14 лет «Школа исследовательской культуры» стала настоящим центром повышения квалификации педагогов, желающих совершенствовать и повышать исследовательскую компетентность.
Это действительно школа исследователей, которая является ярким примером формы связи науки и практики, где происходит овладение современными педагогическими и исследовательскими технологиями. Тематика занятий в школе связана с основными требованиями, методологией, содержанием, логикой и технологией диссертационного исследования. В «Школе исследовательской культуры» предоставляется уникальная возможность услышать лекции известных ученых (таких, как А.Е. Марон, С.В. Тарасов, А.И. Жилина, В.П. Топоровский, В.И. Белов, В.М. Аганисьян и др.), которые знакомили слушателей с актуальными проблемами науки и практики. Кроме теоретических занятий, регулярны и практические, на которых слушателям предоставляется возможность обменяться опытом, получить консультацию у научного специалиста, отработать навыки организации исследования, обоснования категориального аппарата, написания научных статей. Слушателями школы на протяжении этого периода существования были педагоги, преподаватели, мастера производственного обучения, директора, заместители директоров и другие работники образовательных организаций разных направлений и уровней Ленинградской области и Санкт-Петербурга.