Мониторинг соблюдения лицензионных требований как условие качества профессионального образования

MONITORING OF COMPLIANCE WITH LICENCE REQUIREMENTS AS CONDITION FOR QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION



Л.Г. Михайлюк
L.G. Mikhailyuk
frpo@loiro.ru
консультант отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
consultant, the Department of Licensing and State Accreditation of Educational Institutions, the Committee for General and Vocational Education of Leningrad Region
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • лицензионный контроль
  • лицензионные требования
  • мониторинг
  • региональная система профессионального образования
  • интеграция
  • ТОП-50
  • социальное партнерство
  • Keywords:

  • licence control
  • licence requirements
  • monitoring
  • regional system of vocational education
  • integration
  • top 50
  • social partnership
  • Анализируется значение лицензионного контроля как условия повышения качества профессионального образования. Раскрыто значение мониторинга по соблюдению лицензионных требований. Определено место и роль лицензионного контроля в преодолении существующих противоречий в профессиональном образовании.

    We analyze the role of license control as a condition for improving the quality of vocational education. The importance of monitoring the compliance with licence requirements is revealed. We describe the place and role of licence control in overcoming current contradictions in vocational education.

    Обзор статьи

    Современная образовательная политика государства определяет модернизацию профессионального образования как одно из приоритетных направлений.
    В России, как и в зарубежных странах, за последние десятилетия произошли существенные изменения в сфере общего и профессионального образования, затронувшие философию, содержание, структуру и технологию образования. Принят и действует Федеральный Закон «Об образовании в РФ», внедряются ФГОС профессионального образования, разработаны концептуальные основы совершенствования и развития профессионального образования на перспективу [11].
    Экономическая ситуация в Российской Федерации предъявляет новые требования к системе общего и профессионального образования. По нашему мнению, особые требования в современных условиях предъявлены к системе среднего профессионального образования (СПО), среди которых обеспечение качества образования становится ключевым. В последнее десятилетие проведена содержательная модернизация системы. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрела создание современной системы оценки качества образования [5].
    Создание интеграционных систем является основой эффективного взаимодействия региональной системы профессионального образования и производства. Развитие и совершенствование производственных процессов на предприятиях обусловливают необходимость корректировки профессионально-кадровой структуры и объемов подготовки специалистов.
    В современной действительности существует более десяти тысяч профессий, обеспечивающих многообразие жизни человека. Какие-то из них морально устаревают, на смену им приходят современные, ранее неизвестные. Другие сливаются, объединяются, и, аккумулируя в себе основы исходных профессий, преобразуются в некий симбиоз.
    Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области на основе анализа информации по вакансиям инженерно-технических работников, заявленным в службу занятости населения Ленинградской области и в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минтруда России № 831 от 02.11.2015 г., сформирован список профессий и специальностей, на подготовку которых должна быть направлена деятельность профессиональных образовательных организаций нашего региона [7].
    При этом следует учитывать, что образовательная деятельность техникумов и колледжей подлежит обязательной процедуре лицензирования, и все реализуемые в организации образовательные программы должны быть указаны в приложении к лицензии. Ведь лицензирование считается начальным этапом в деятельности образовательных организаций, она выступает первичной, предваряющей образовательную деятельность правовой гарантией будущего качественного образования. И только с момента получения лицензии организация, планирующая осуществлять образовательную деятельность, может реализовывать образовательные программы законно [1; 2].
    Следовательно, недостаточно просто спрогнозировать потребности и запросы кадрового обеспечения региона в том или ином сегменте экономики региона. Необходимо проделать определенный алгоритм действий для внесения той или иной специальности или направления подготовки в приложение к лицензии и пройти проверки на соответствие кадрового состава и материально-технического обеспечения требованиям действующего законодательства для реализации заявленной к лицензированию образовательной программы.
    Таким образом, внесение новой специальности или направления подготовки в приложение к лицензии, с одной стороны, дает образовательной организации определенное право, с другой – обязывает ее соблюдать все необходимые требования. Для лицензирующего органа, предоставившим соответствующую лицензию, это является основанием для непрерывного наблюдения за деятельностью образовательной организации и систематическим фиксированием показателей деятельности образовательной организации в соответствии с лицензионными требованиями.
    Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится лицензирующим органом, предоставившим соответствующую лицензию, в соответствии со следующими нормативными документами:
    ● Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
    ● Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
    ● Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    ● Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2.Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30.12.2015 года). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Постановление Правительства РФ № 966 от 28.10.2013 г. «О лицензировании образовательной деятельности» (в ред. от 03.12.2015 года). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Приказ Министерства образования и науки от 17 марта 2015 г. № 244 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Демин В.М. Приоритеты развития профессионального образования в России // Профессия директор. 2013. Спецпроект. С. 16–22.
    6. Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области: [сайт]. URL: http://www.job.lenobl.ru/Files/file/perechen_vostrebovannuh_itr_na_1_noyabrya_2016_goda.xlsx (дата обращения: 15.09.2017).
    7. Лищина Г.Н. Региональная система развития профессионального образования на основе интегративности: дис. … д-ра пед. наук. М., 2013.
    8. Материалы результатов проведения мониторинговых исследований в системе профессионального образования в рамках реализации государственной программы «Современное образование Ленинградской области». СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2016.
    9. Михайлюк Л.Г. Возможности применения модульно-компетентностного подхода в организациях среднего профессионального образования // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2017. № 2. С. 68–72.
    10. Практика лицензирования образовательной деятельности // Пятифан: [сайт]. URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=95657 (дата обращения: 15.09.2017).
    11. Топоровский В.П. Модульно-компетентностный подход к профессиональной подготовке взрослых в учреждениях СПО / Человек и образование. CПб.: Изд-во ИППО РАО, 2014.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2