Инновационная деятельность как часть организационной деятельности предприятия

INNOVATION ACTIVITY AS PART OF ORGANIZATION ACTIVITY OF BUSINESS



Е.Ю. Присяч
Ye.Yu. Prisyatch
elena-pris@mail.ru
доцент кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • инновация
  • инновационная деятельность
  • новшество
  • организационная деятельность предприятия
  • наука
  • новшество
  • стратегия
  • Keywords:

  • innovation
  • innovation activity
  • novelty
  • organization activity of business
  • science
  • strategy
  • На основе анализа подходов к описанию в научной литературе инновационной и организационной деятельности предприятия автор определяет место и роль инновационной деятельности в организации работ предприятия, описывает существующие виды инновационной деятельности, приводит таблицу основных показателей состояния и развития науки в Санкт-Петербурге на 2015 год и диаграмму объема отгруженных инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности.

    On the basis of approaches applied in academic literature to describing innovation and organization activities of business, we determine the place and the role of innovation activity in business performance. We describe the existing types of innovation activity and introduce a chart of the main indicators of science development in St. Petersburg in 2015 as well as a diagram representing the volume of innovation products, work and services according to types of economic activity.

    Обзор статьи

    В научной литературе под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный «на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках» [3].
    В более широком понимании инновационная деятельность – это не только открытие и создание чего-то нового, ранее не существовавшего, но и улучшение и модернизация уже существующего продукта, новаторское или конструкторское предложение, новая организационная или маркетинговая стратегия.
    Основным назначением организационной деятельности предприятия является управление его ресурсами таким образом, чтобы соблюдался баланс между ресурсными возможностями и стратегическими целями развития деятельности предприятия, а в перспективе – получение моментальной или отсроченной прибыли. В современном мире инновационная деятельность занимает одно из первых мест в перечне факторов, способствующих успешному развитию предприятия в условиях рынка, позволяющих достигать, удерживать и расширять конкурентные преимущества предприятия. Выбор того или иного вида инновационной деятельности осуществляется предприятием на начальной стадии формирования стратегии предприятия и сопровождается серьезными финансовыми и маркетинговыми исследованиями [2].
    В научной литературе выделяют следующие виды инновационной деятельности [1]:
    1. Инновация технологий – представляет собой открытие, разработку или улучшение существующих технологий, связанных с производством ресурсов или товара.
    2. Инновация товара – это процесс разработки, внедрения и распространения нового товара или изделия или усовершенствование характеристик уже существующего товара (изделия).
    3. Инновационный процесс – это процесс улучшения или разработки нового производства, тесно связанный с инновацией технологий.
    4. Инновация маркетинга – связана с созданием или усовершенствованием технологий продвижения товара на рынке, а также технологий завоевания потребителей товара (услуги).
    5. Инновация экономики – включает в себя финансовую инновацию, связана с совершенствованием или обновлением бухгалтерской, финансовой и платежной деятельности.
    6. Организационная инновация – предполагает создание новых методов и инструментов организации деятельности всего предприятия, его филиалов и подразделений, включая управление кадрами.
    При выборе той или иной инновационной стратегии следует помнить, что жизненный цикл у разных инноваций отличается в большую или меньшую сторону и может составлять от 15 до 20 лет для производственных инноваций и от года до 5 лет – для маркетинговых. Кроме того, инновационная деятельность всегда связана с риском, прежде всего, финансовым, и не все предприятия могут безболезненно внедрять у себя новые стратегии, опираясь только на собственный бюджет. В этом случае у предприятия есть несколько способов решения проблемы: взять кредит в банке, найти хорошего инвестора, заключить контракт или договор с другим предприятием с целью совместного внедрения инновации. В первых двух случаях предприятие попадает в финансовую зависимость от кредитной организации или физического лица. При объединении капиталов с несколькими предприятиями финансовый риск снижается, но возникает риск невыполнения своих обязательств предприятием-партнером. Тем не менее, последний способ реализации инновационных стратегий для предприятий мелкого и среднего звена предпочтительней, и именно такие конгломераты занимают наибольшую долю на российском рынке.
    Город Санкт-Петербург по итогам 2016 года по объему инновационной деятельности составляет 181,9% от среднего по России показателя, уступая только Москве – 190,3%, и входит в группу регионов – сильных инноваторов [4].
    Рассмотрим сводную таблицу основных показателей состояния и развития науки в Санкт-Петербурге на 2015 год, составленную автором по данным Петростата.
    Как видно из таблицы, наибольший объем в деятельности НИОКР занимает предпринимательский сектор, обгоняя государственный сектор на 77 единиц. При этом наблюдается серьезный исследовательский потенциал, намного превышающий по своим показателям технический и вспомогательный персонал. Это говорит о высокой привлекательности инновационной деятельности для коммерческого сектора российской экономики и об интересе к инновациям среди аспирантов и иных деятелей научной элиты.
    Ниже приведена диаграмма, показывающая объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности (млн руб.) (см. рисунок).
    Из диаграммы можно заключить, что наибольший объем инновационной продукции занимают обрабатывающее производство, производство транспортных средств и оборудования, производство НИОКР и производство пищевых продуктов. Таким образом, именно эти области обладают наибольшей привлекательностью в реализации инновационных стратегий. Кроме того, жизненный цикл указанных инноваций короче по сравнению с производственными и техническими, что позволяет предпринимателям снизить риски и рассчитывать на получение прибыли.
    Деятельность, связанная с производством электрооборудования и использованием вычислительной техники, уступает лидерам рейтинга. Это объясняется сильным упадком предприятий, специализирующихся на приборостроении, который тянется с 90-х годов прошлого столетия, а также с недостаточной компьютерной грамотностью специалистов и малым объемом финансирования сфер деятельности, связанных с развитием компьютерных и информационных технологий.

    Список использованной литературы

    1. Инновационное развитие и перспективные инновационные проекты ЮФУ // Инновационная деятельность. Основные термины: [сайт]. URL: http://inno.sfedu.ru/node/69 (дата обращения: 22.08.2017).
    2. Нестеренко А.И., Кривошеева Т.М., Гаврилюк М.В., Буклей Т.В. [и др.]. Организация предпринимательской деятельности. М.: Дашков и К°, 2017, 294 с.
    3. Общая информация об инновационной деятельности // Портал информационной поддержки инновационных проектов. URL: http://projects.innovbusiness.ru/content/ document_r_7468B4F2-5B70-49EF-80CC-C0B4F50DDEF3.html (дата обращения: 22.08.2017).
    4. Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области (ПЕТРОСТАТ): [сайт]. URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/b6f6d6804eceb5949472f70d534aab22/SBOR15.pdf (дата обращения: 22.08.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2