Основное антропологическое противоречие исторического процесса

MAIN ANTHROPOLOGICAL ANTAGONISM OF HISTORICAL PROCESS



В.И. Сигов
V.I. Sigov
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
Head of the Department of Labor Economics, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • биосоциальная природа человека
  • биологическое наследование
  • социальное наследование
  • хищные психологические типы
  • нехищные психологические типы
  • исторический процесс
  • исторический процесс развития человека и общества
  • Keywords:

  • biosocial nature of man
  • biological inheritance
  • social inheritance
  • predacious psychological types
  • non-predacious psychological types
  • historical process
  • historical process of man and society development
  • Актуальность темы статьи обусловлена нарастанием глобальных угроз, ставящих под вопрос само существование человечества. Углубление экологического кризиса, разрушение государств, рост политического экстремизма и терроризма требуют выработки научно-обоснованных мер противодействия. Поскольку фундаментом любой политико-экономической концепции является представление о природе человека, автор предпринял попытку разобраться, как биологическое и социальное наследование влияет на формирование хищных и нехищных психологических типов.
    В статье обосновывается вывод о том, что основным противоречием, заложенным в человеческой природе, выступает противоречие между творческими (в применении физических и духовных сил) и потребительскими (в восстановлении жизненных сил) потребностями.

    Growing global threats questioning the future of the humankind determine the relevance of the research. Deepening of the ecological crisis, destruction of states, growing political extremism and terrorism call for scientifically proved counteraction. As any political and economic concept is based on understanding human nature, we make an attempt to figure out how biological and social inheritance affect the development of predacious and non-predacious psychological types.
    We make a conclusion that the key antagonism in the human nature is the conflict between creative needs (in applying physical and spiritual powers) and consumer needs (regaining vitality).

    Обзор статьи

    Фундаментом любой исторической концепции является представление о природе человека. Человек имеет биосоциальную природу. Его индивидуальность складывается из врожденных и приобретенных в процессе жизни качеств, определяемых биологическим и социальным наследованием. Ключевой научной проблемой выступает соотношение между ними. Опираясь на жизненный опыт, можно выдвинуть гипотезу, что врожденными являются такие психические свойства, как: а) сексуальная направленность; б) предрасположенность к определенным способностям (прежде всего, качество ума); в) уровень познавательной активности; г) параметр воли-безволия; д) совесть или ее отсутствие.
    Абсолютно доминирующей наследуется сексуальная направленность к противоположному полу. В то же время генные сбои приводят к появлению гомосексуалистов, лесбиянок, педо-, зоо- и некрофилов. Их рождается несколько процентов. И раньше демонстрировать свою ненорму могли позволить себе только очень сильные мира сего. Сейчас ситуация кардинально изменилась, в евросевероамериканской цивилизации их выделили в особую привилегированную касту, которая ведет наглую пропаганду своих сексуальных перверсий (справедливости ради надо отметить, что хотя бы педофилов в США «прессуют», и очень жестко). При этом на Западе налажен бизнес по отъему детей от родителей с передачей в фостерные семьи, где с ними могут делать все, что угодно. Уже в детских садах и начальных классах школ детишек начинают приобщать к половому воспитанию и при этом мешают определиться с собственным полом. Девочек переодевают в мальчиков, а мальчиков – в девочек. Папу и маму заменили на родитель-один и родитель-два. В скандинавских странах речь уже идет о легализации инцеста. Такого рода явления в нормальном обществе называются растлением малолетних, и, мягко говоря, не приветствуется мировыми религиями, предрекающими суровое наказание идеологам и практикам подобной мерзости. Что касается современной терминологии, то это и есть самый настоящий политический экстремизм, реально лишающий пораженные им народы будущего. И именно так России следует реагировать на обвинения со стороны Запада в недостаточной толерантности нашего общества.
    Безусловно наследуются способности (то, что называется «искрой божьей»). По мнению известного российского ученого – биолога С.В. Савельева, если создать томограф с пространственным разрешением в 1 микрон, то по морфофункциональным полям мозга сразу после полового созревания можно выявлять предрасположенность подростка к тем или иным способностям, что гораздо точнее психологических и интеллектуальных тестов, не говоря уже о ЕГЭ. В 30-е годы советским ученым академиком И.Н. Филимоновым было доказано, что индивидуальная изменчивость морфофункциональных полей мозга перекрывает этническую и расовую, поэтому гений может появиться в любом народе, но возможности проявления гениальных задатков уже целиком определяются социальной средой.
    Наиболее важной способностью выступает качество ума, его предрасположенность либо к системному, либо к калейдоскопическому мышлению. Системное мышление позволяет схватывать связи между процессами и явлениями, отделять главное от второстепенного, понимать логику событий. Развивается воспитанием, обучением и самообразованием особенно плодотворно в сочетании с сильной познавательной активностью. Калейдоскопическое мышление распространено гораздо шире и слабо поддается коррекции, а в сочетании со слабой познавательной активностью оно превращает людей в идиотов, искренне верящих, что Трампу помогли выиграть выборы русские хакеры.
    Уровень познавательной активности также относится к врожденным качествам. Процесс обучения стимулирует людей с достаточно сильной познавательной активностью, но часто бессилен разбудить слабую познавательную активность, довольствующуюся калейдоскопической сменой внешних впечатлений.
    Воля означает способность человека ставить перед собой долговременные цели и идти к ним, несмотря ни на какие препятствия. Безвольный предпочитает журавлю в небе синицу в руках. Поскольку хомо сапиенс – существо общественное, природе не нужно наделять волей всех, достаточно, чтобы она была у вожака. Врожденная воля наделяет одних людей ответственностью за ведомых, в других пробуждает жажду власти, ничего хорошего подвластным не сулящую.
    Главным и всеопределяющим в судьбах человечества врожденным качеством является совесть – способность к учету интересов других, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Согласно Словарю В.И. Даля, совесть – нравственное сознание или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; прирожденная правда в различной степени развития. Проявлению этого качества в историческом процессе предшествовали серьезные катаклизмы. По данным археологии и палеонтологии, около 12–10 тысяч лет назад наступил ледниковый период, и вымерло свыше 90% пралюдей. Быстрое сокращение кормовой базы восполняли каннибализмом.
    В книге «О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии» советский профессор Б.Ф. Поршнев выдвинул концепцию становления человека разумного в результате перехода в палеоантроповом стаде к хищному поведению по отношению к представителям своего собственного вида [4]. Концепцию Б.Ф. Поршнева развил Б.А. Диденко, предложивший свою кардинальную типологию хомо сапиенсов. Вот вкратце его выводы.

    Список использованной литературы

    1. Диденко Б.А., Бойков М.В. Что есть человек. Основной вопрос. М.: Самотека, 2010. С. 13–14.
    2. Куделин Е.Г. Диалектика производства и потребностей. М.: Политиздат, 1977. С. 16–19, 32.
    3. Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.
    4. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974.
    5. Сигов В.И., Карпова Г.А., Пинцов С.И. Социология национального управления. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2