Внедрение цифровых технологий в платёжную систему Российской Федерации – это неизбежное будущее. Мир развивается, происходят кардинальные изменения и в системе организации денежного обращения и развития государственных и корпоративных финансов.
В России развитие цифровой экономики осуществляется на правительственном уровне, а началось это с послания В.В. Путина Федеральному собранию РФ 01.12.2016 г. Тогда президент указал на необходимость сформировать новую веб-экономику для повышения эффективности экономических отраслей за счёт инновационных информационных технологий. Далее 8 декабря 2016 года Дмитрий Медведев дал указания исполнить поручения Путина, согласно которым правительство должно было подготовить программу «Цифровая экономика» до 11.05.2017 г., утвердили программу 28.07.2017 г. Правительство выделило 5 базовых направлений развития цифровой экономики в России, которые должны быть реализованы до 2024 г., в их числе – нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура, а также информационная безопасность.
Развитие цифровой экономики напрямую сопряжено с развитием системы блокчейн и электронных криптовалют. Криптовалюту можно охарактеризовать как вид новой цифровой валюты. Процесс производства криптовалют намного сложнее, чем стандартная эмиссия национальных валют, что является недостатком при желании введения национальной криптовалюты [2].
Цифровая экономика не может не использовать преимущества криптовалюты в России, так как это процесс глобальный. Криптовалюты и цифровизации уже не являются для многих россиян чем-то далёким и непонятным. Когда появляется новый рынок, затрагивающий права и свободы граждан, появляется необходимость в регулировании новой отрасли, как минимум – понимания нюансов её функционирования. На данный момент криптовалюта по российскому законодательству не относится даже к электронным деньгам, а специалисты Центрального Банка считают, что криптовалюта и операции с ней не имеют официального юридического статуса.
Основной особенностью криптовалюты является анонимность владельцев электронных кошельков и слабая контролируемость эмиссии. Именно эти особенности могут создать трудности при введении национальной криптовалюты [4]. Центральный Банк России не готов к тому, чтобы денежный поток проходил неконтролируемо. Тем самым можно сказать, что виртуальные деньги, обращающиеся на рынке без участия финансовых посредников и контроля со стороны регуляторов финансового рынка, бросают вызов действующей системе публичных финансов. Для минимизации риска расчетов посредством криптовалют и осуществления контроля за объемами внутреннего крипторынка целесообразна разработка криптовалюты на уровне Центрального банка РФ. Это позволит четко контролировать размер эмиссии денежных средств со стороны государственных органов и защитит граждан от резкого обесценивания новой валюты. Введенная валюта будет служить посредником между фиатными деньгами и существующими криптовалютами.
Важным моментом является то, что криптовалюта отличается большей защищенностью в отличие от традиционной формы валюты. Ее курс определяется спросом и предложением. Владельцы валюты учитываются в едином реестре, в котором указывается сумма монет и адрес электронной сети. Нормальное функционирование рынка криптовалют невозможно без бирж, позволяющих обменять ее на деньги, и компаний, реализующих товары за криптовалюту [2].
В настоящее время в России активно поддерживается процесс развития блокчейна, технология которого может стать основой для новых цифровых платежных систем. Центральный банк РФ активно продвигает свою национальную платежную систему «МИР». Возможно, применение в рамках данной системы собственной криптовалюты могло бы помочь в развитии и продвижении платежной системы. Криптовалюту можно лицензировать посредством введения ее использования в национальных целях. С точки зрения банковской науки, тогда необходим орган (как ЦБ), который сможет взять на себя ответственность эмитента. Также плюсом в создании национальной криптовалюты может быть расширение внутреннего потребительского рынка, т.к. криптовалюта отличается особым шифрованием и защитой, то ее введение может предостеречь покупателей и продавцов от невыполнения своих обязательств (форма аккредитива).
Операции с криптовалютами должны подлежать налогообложению, что принесет дополнительный доход государству. Но в этом случае государство должно тщательно проработать законодательную базу в вопросах оборота криптовалюты. В настоящее время практика регулирования рынка криптовалют в мире находится только на этапе формирования. В Китае начались работы по созданию национальной криптовалюты. Для этого разрабатывается пакет нормативных правовых документов, позволяющих осуществлять контроль над рынком.
Если говорить о международном опыте, то коммерческие банки в ряде стран уже начинают использовать криптовалюты, проводятся программы по проведению платежей с использованием собственного обменного курса. Появление подобной системы в России должно как привлечь новых клиентов среди физических лиц, так и положить начало созданию инфраструктуры криптовалюты. Данный процесс должен сопровождаться регулированием со стороны государства, так как это влияет на состояние глобальной ликвидности.
В настоящее время криптовалюту в развитых странах мира используют для оплаты товаров в торговых точках и интернет-магазинах, дистанционных услуг, цифрового контента, услуг, товара и контента для бизнеса, крупных покупок, накопления инвестиционного капитала. Следовательно, в ближайшем будущем рынок оплаты посредством криптовалют значительно вырастет.
В современной российской практике уже используется криптовалюта в качестве привлечения инвестиций. Так, сбор денежных средств одним из фермеров стартовал в апреле 2017 г. на краудфайдинговой платформе. Потенциальным инвесторам предлагаются криптографические токены. Средства собираются на развитие фермерского хозяйства. За месяц было собрано более 0,5 млн долл., что эквивалентно 401 биткоину по актуальному на тот момент курсу. Токены предлагается обменять на фермерскую продукцию. Однако следует отметить, что подобный механизм привлечения денежных средств противоречит отдельным нормам российского законодательства, что в итоге привело к ряду судебных разбирательств [3].