Исторический анализ развития фармакологии как науки и учебной дисциплины

HISTORICAL ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF PHARMACOLOGY AS SCIENCE AND EDUCATIONAL SUBJECT



Е.Б. Шустов
С.В. Оковитый
Ye.B. Shustov
S.V. Okovitiy
shustov-msk@mail.ru
sergey.okovity@pharminnotech.com
главный научный сотрудник Института токсикологии Федерального медико-биологического агентства, профессор кафедры фармакологии и клинической фармакологии Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии Министерства Здравоохранения Российской Федерации, академик РАЕН, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, доктор медицинских наук, профессор
зав. кафедрой фармакологии и клинической фармакологии Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета МЗ РФ, доктор медицинских наук, профессор
chief research worker, the Institute of Toxicology of the Federal Medical-Biological Agency, professor, the Department of Pharmacology and Clinical Pharmacology, St. Petersburg Chemical Pharmaceutical Academy of the Ministry of Health, member of the Russian Academy of Natural Sciences, a recipient of the State Prize of the Russian Federation in Science and Engineering, Doctor of Medicine, professor
head of the Department of Pharmacology and Clinical Pharmacology, St. Petersburg Chemical Pharmaceutical Academy of the Ministry of Health, Doctor of Medicine, professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • история науки
  • токсикология
  • фармакология
  • фармация
  • научные школы отечественной фармакологии
  • специфические концепции фармакологии
  • перспективы развития фармакологии
  • Keywords:

  • history of science
  • toxicology
  • pharmacology
  • pharmacy
  • scientific schools of Russian pharmacology
  • specific concepts of pharmacology
  • prospects of pharmacology development
  • В статье рассмотрены исторические аспекты развития базовых концепций фармакологии от древних веков до наших дней. Особый акцент сделан на роли отечественных ученых в развитии фармакологии, а также на вопросах взаимопроникновения и расхождения наук и на развитии научных школ фармакологов Военно-медицинской академии. Дана характеристика перспектив развития современной фармакологии, основанной на направленном молекулярном синтезе и дизайне целевых молекул.

    We consider historical aspects of the development of basic concepts of pharmacology from ancient times to the present day. Particular emphasis is made on the role of the Russian scientists in pharmacology development, as well as on mutual penetration and divergence of sciences and the development of pharmacological scientific schools of the Military Medical Academy. We characterize the prospects of modern pharmacology development based on streamlined molecular synthesis and the design of target molecules.

    Обзор статьи

    Фармакология – наука о взаимодействии лекарств и организма (от греч. pharmacon – лекарство, яд и logos – учение, наука). Ее представители занимаются всесторонним изучением лекарств, вызываемых ими сдвигов в организме, механизмов действия лекарственных веществ на организменном, органном, клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях, изысканием и исследованием новых средств и доведением их до практической медицины. В средние века фармакология в европейской медицинской школе носила другое название – «materia medica», а в русской врачебной школе – «врачебное веществословие».
    Основными задачами фармакологии как науки могут считаться:
    ● совершенствование лекарственных средств в уже известных классах соединений (повышение силы и избирательности действия, безопасности применения, увеличение длительности, изменение биотрансформации, создание новых лекарственных форм);
    ● изыскание лекарственных средств с принципиально новыми механизмами действия и точками приложения в организме (синтез новых молекул: стихийный, на основе фармакологического ряда (линейный, векторный), на основе фармакофорных групп (направленный), на основе дизайна молекул (заданный));
    ● получение синтетических (биосинтетических, генно-инженерных) аналогов гормонов, медиаторов, тканевых регуляторов обмена и функций органов;
    ● создание подходов к персонифицированной медицине (выявление генных маркеров эффективности и безопасности лекарств, генных регуляторов отдельных биологических функций и биотрансформации лекарств);
    ● анализ и освоение многовекового опыта народной медицины (в том числе – фитотерапии).
    Фармакология как учебная дисциплина должна «знакомить врача с его главным оружием, ибо первое по универсальности лечебное воздействие – введение в организм больного лекарственных препаратов» (И.П. Павлов). Она основывается на базовых медико-биологических дисциплинах (биофизика, биохимия, биология, молекулярная биология, медицинская генетика, микробиология, паразитология, анатомия, гистология, физиология, нейрофизиология, общая патология, патофизиология, иммунология) и, в свою очередь, является основой для таких дисциплин, как терапия, кардиология, гастроэнтерология, эндокринология, аллергология и клиническая иммунология, анестезиология, ревматология, пульмонология, фтизиатрия, отоларингология, офтальмология, неврология, психиатрия, токсикология и многих других клинических дисциплин [8].
    История применения лекарственных веществ в медицине восходит к древнейшим временам. Уже тогда люди при заболеваниях инстинктивно стремились для облегчения своих страданий прибегать к той или иной терапии. Лечебные средства они черпали из мира растений, а по мере накопления опыта стали использовать вещества животного и минерального происхождения. Отыскание лечебных средств было эмпирическим, то есть на основании личного опыта, причем внимание обращалось, прежде всего, на такие средства, которые привлекали древнего человека формой, окраской, запахом, вкусом, сильным физиологическим действием. Самые древние письменные источники по фармакологии или лечению больных обнаружены на территориях Индии и Китая. Некоторым книгам, содержащим сведения о препаратах растительного происхождения, а также препаратах, приготовленных на основе металлов, средств животного происхождения (жабьи веки, кости слона, тигра, рога, плавники и т. д.) уже около 3000 лет. Самые ранние источники Восточной медицины обнаружены в Египте и королевствах Междуречья. В древних египетских папирусах, в частности папирусе Эберса, упоминается почти о 700 лекарственных препаратах растительного происхождения, в том числе имеются сведения об опии и касторовом масле [1].
    За несколько веков до н.э. в Китае был составлен трактат о травах и корнях, имеющий название «Шэнь-нуна», в него входит описание 365 лекарственных растений, и его можно вполне рассматривать как прообраз современной фармакопеи. В Тибете так же было изучено большое количество лекарственных веществ, которые широко применялись при лечении различных заболеваний. Тибетскими врачами были изучены такие лекарственные растения, как чилибуха, белена, солодковый корень, камфора, лекарственные вещества минерального происхождения: соли меди, железа, сера, сурьма и др.
    Первая систематизация имеющегося опыта лечения больных лекарственными средствами была сделана в IV веке до нашей эры, когда древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ собрал воедино медицинские наблюдения и сделал попытку дать им философское обоснование [2]. Важнейшая часть фармакологии – сведения о лекарственных растениях, содержатся в сочинениях Галена (II век н.э.) [12]. На практике главным можно считать идеи Галена о методах приготовления лекарств. В отличие от Гиппократа, Гален не считал необходимым сохранять первозданную и неделимую «жизненную силу» из неизменных растений. Он утверждал, что в них есть как полезные, так и бесполезные, или даже вредные компоненты; различными методами можно отделить первые от вторых. Врач должен распознавать эти начала, использовать измельчение, растирание, настаивание, отваривание в вине, уксусе, воде.
    Дальнейшее развитие о лекарствах наука получила в трудах Авиценны (Х век нашей эры). Ученый оставил замечательный труд «Канон врачебного искусства» в 5 книгах, причем вторая книга «Канона» посвящена изучению лекарственных средств с точки зрения практического врача.
    В XVI веке развитие идей фармакологии связано с Парацельсом (Теофраст Гогенгейм). Он дал начало химическому направлению фармакологии. Парацельс, в отличие от многих предшественников, использовал лекарственные вещества не только органического происхождения, исследуя лечебное действие и неорганических соединений: железа, ртути, свинца, меди, мышьяка, серы, сурьмы. В своих трактатах он сомневался в справедливости античных представлений о лекарствах и считал, что необходимо знать действующее вещество в назначаемом лекарстве, выступал против применения бессмысленно составленных лекарственных смесей средневековой медицины. Он с успехом назначал вещества известного химического состава, чем обрел себе множество врагов среди завистников, называвших его отравителем. Против подобных обвинений Парацельс выдвинул тезис, ставший аксиомой в фармакологии: «Все вещества являются ядами, лекарство от яда отличается только дозой».
    В эпоху Возрождения начинают развиваться экспериментальные методы исследования, становятся всё более полными представления о химическом составе лекарств, на место устаревших медицинских теорий выдвигаются новые. Книгопечатание представило возможность выйти на совершенно новый уровень сбора и анализа сведений о лечебных свойствах веществ различного происхождения, а развитие университетов в крупных европейских городах способствовало распространению этих сведений среди всё большего числа студентов – будущих врачей.
    В средние века на Руси уже были известны труды великих врачей Гиппократа, Галена, Авиценны. С началом образования крупных княжеств знания о лекарственных растениях стали систематизировать, и появились первые рукописные травники, где были описаны лечебные свойства трав и способы приготовления из них сборов, настоев, отваров. Когда появилось книгопечатание, типографским способом стали издаваться лечебники. В этот период существовали зелейные лавки, в которых продавались лекарственные травы. При Иване Грозном в 1581 г. в Москве появилась первая аптека и была создана Аптекарская Палата. В Москве, Рязани, Новгороде успешно развивались аптекарские огороды, где культивировали и выращивали лекарственные растения. В 1594 г. в Москве была организована школа лекарей. С этого времени началось становление национальной русской медицины, фармации и фармакологии.
    В период реформ Петра I торговать лекарствами разрешалось только в аптеках. В Москве было открыто 8 аптек. В 1707 г. была образована Медицинская канцелярия по управлению госпиталями, госпитальными школами, аптеками [7]. В 1725 г. при Петербургской Академии наук были открыты отделения анатомии, физиологии, химии и организованы экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток для расширения знаний о лекарственных растениях. В 1778 г. в России была издана первая государственная фармакопея.
    Основателем экспериментальной фармакологии считается профессор Юрьевского (Дерптского) университета Рудольф Бухгейм, который создал в 1849 г. первый в мире Институт экспериментальной фармакологии и ввел фармакологию как научную дисциплину. Он стремился не только описать лекарство, но и объяснить его действие на основе химического строения [6]. Его ученик Освальд Шмидеберг (уроженец Латвии) явился родоначальником научной фармакологии в Германии. Во Франции начало экспериментально-фармакологическим исследованиям положил физиолог Клод Бернар.

    Список использованной литературы

    1. Аляутдин Р.Н., Романов Б.К. История преподавания фармакологии // Российский медицинский журнал. 2010. № 5. С. 46–53.
    2. Балалыкин Д.А. Античная медицина после Герофила. Ч. 1 // История медицины. 2016. Т. 3. № 1. С. 5–19.
    3. Голиков С.Н. С.В. Аничков (1892–1981). М.: Медицина, 1992. 185 с.
    4. Игнатов Ю.Д. К истории кафедры фармакологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова // Экспериментальная и клиническая фармакология. 2008. Т. 71. № 3. С. 57–61.
    5. Капитаненко А.М. Н.В. Лазарев (1895–1974). М.: Медицина, 1987. 97 с.
    6. Китаева Р.И. К истории первой в мире кафедры фармакологии // Прикладные информационные аспекты медицины. 2008. Т. 11. № 2. С. 3–5.
    7. Коротеева Н.Н. Становление и развитие фармацевтического образования в России в XVIII – начале XIX вв. // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 2. С. 161–166.
    8. Малеванная В. Предмет фармакологии, ее история и задачи. М.: Litres, 2015. 284 с.
    9. Печникова О.Г. Становление медицинского образования в России в XVII–XIX веках // Право и образование. 2008. № 3. С. 146–164.
    10. Российский М.А. Ученый и гражданин (штрихи к портрету академика Н.П. Кравкова // Военно-медицинский журнал. 2015. Т. 336. № 11. С. 72–81.
    11. Смирнов А.В., Оковитый С.В. Краткий очерк истории кафедры фармакологии Военно-медицинской академии за 200 лет (1798–1998) // Экспериментальная и клиническая фармакология. 2000. Т. 63. № 2. С. 71–75.
    12. Сычев Д.А., Герасимова К.В., Белоусов Д.Ю. Фитофармакология: у истоков фармации и клинической фармакологии // Фармакокинетика и фармакодинамика. 2014. № 1. С. 63–73.
    13. Фармакология в Санкт-Петербурге (исторические очерки) / под ред. Ю.Д. Игнатова, Н.С. Сапронова, П.Д. Шабанова. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2007. 416 с.
    14. Шабанов П.Д. Вклад Н.П. Кравкова в развитие общей, возрастной, эволюционной и клинической фармакологии (к 150-летию со дня рождения) // Педиатр. 2015. Т. 6. № 2. С. 114–125.
    15. Шварц Д.М. Машковский Михаил Давыдович // Доктор.ру. 2008. Т. 38. № 1. С. 34–36.
    16. Шустов Е.Б. От исследований in vivo и in vitro к методологии in silico // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2016. № 2. С. 91–96.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2